Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:
Отправлено: 25.09.07 09:45. Заголовок: Анна Ахматова
Из Путеводителя «Петербург Ахматовой» «Фонтанка - плотно насыщенное памятью петербургское место: в доме № 20 молодой Пушкин бывал у братьев Тургеневых в литературном обществе "Арзамас"; в Михайловском замке, где был убит Павел I, а позже разместилось Инженерное училище, жил и учился Федор Михайлович Достоевский.
В конце лета 1921 года Ахматова поселилась на Фонтанке в доме 18 вместе со своей подругой – актрисой, художницей, создательницей волшебных кукол Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной. Чтобы попасть к ним, надо было пройти в четвертый двор, во флигель, подняться по черной лестнице на самый верхний этаж и сначала открыть дверь в кухоньку, а через нее – в темные комнаты со старинной мебелью, увешанные иконами и картинами Сергея Судейкина. Фонтанка, 18 – это напоминание о любовном увлечении Ахматовой Артуром Лурье – адресатом нескольких ее стихов. Но в своих записных книжках рядом с этим адресом Ахматова указывает написанное здесь стихотворение "Страх", которое она включает в свой пятый поэтический сборник "Anno Domini". Состояние страха было связано для нее с переживанием смерти самых духовно близких ей людей – Александра Блока, Николая Гумилева и брата – Андрея Горенко.»
В. Недошивин «Четвертый двор…» Дома на Фонтанке, наискосок от Летнего сада, напоминают мне иногда гордый строй знаменитых и даровитых предков наших: Олсуфьева, Кочубея, Голицына. Их впору награждать как людей - вешать ордена на фасады. Ведь они привечали, а порой и давали кров великим русским поэтам: Жуковскому, Пушкину, Батюшкову, Вяземскому. И – Ахматовой. Она жила в доме Голицына (наб. Фонтанки, 18), жила два года. Здесь, заскочив к ней на минуту в 22-м году, Чуковский скажет: "У вас теперь трудная должность: вы и Горький, и Толстой, и Леонид Андреев, и Игорь Северянин – все в одном лице – даже страшно". Но она была только молодой и хорошенькой женщиной – "Ведьмушкой", как называла себя. Да, из изысканных и поныне ворот этого дома выпархивали две женские фигурки в сопровождении темного спутника. Они жили в четвертом дворе. Ахматова напишет: "А в глубине четвертого двора / Под деревом плясала детвора, / В восторге от шарманки одноногой, / И била жизнь во все колокола… / А бешеная кровь меня к тебе вела / Сужденной всем, единственной дорогой". Теперь тут правнуки той детворы; они, думаю, и шарманки-то настоящей не видели. И нет того дерева, давно, говорят, срубили. Жили втроем в 28-й квартире, которую тоже не найти – изменилась нумерация. Знаю лишь, что занимали половину 8-комнатной квартиры, где у Ахматовой была узкая комната, что жили на верхнем этаже и из окон была видна глухая, заплесневелая стена. К кому же вела ее "бешеная кровь"? К Артуру Лурье, композитору с обглоданными ногтями, мечтавшему о новой эре в музыке, а в 20-х – комиссару музотдела Наркомпросса. Тому, кто спас ее от Шилейко. Настоящее имя его Наум Лурье. Артуром, как писал поэт Лившиц, он звался в честь Шопенгауэра. А еще пижонски звал себя Артур-Винсент, в честь Ван-Гога, Артур Перси-Биши, в честь Шелли. С ним у Ахматовой уже был роман в 13-м году; Лурье жаловался, что она "как коршун" разорила его семейное гнездо… Теперь их вновь кинет друг к другу. И он поселит ее здесь, где жил с Олечкой Судейкиной, давней подругой Ахматовой. Через много лет Ахматова, говоря об Ольге, признается: "Мы обе любили одного человека". Но кого – не скажет. Может, первого мужа Ольги – художника Судейкина (Ахматова посвящала ему стихи еще в 1910-х годах), но, скорее всего, все-таки о Лурье. Артур, Анна и Ольга. Четвертой была старуха Макушина, кухарка с единственным ее "сокровищем" – юбилейной книгой "Трехсотлетие дома Романовых", которую она держала под матрацем. Но в историю литературы кухарка вошла тем, что от нее Ахматова получила имя "Олень", которым, смеясь, даже подписывалась. Просто Макушина, упрекнув как-то в безделье Судейкину, добавила и про Ахматову: "Раньше хоть жужжала, а теперь распустит волосы и ходит, как олень!" "Жужжанием" старуха называла бормотание поэта, проговаривавшего рождавшиеся.
Дорогие мои! Нянюшка – она, каэшна, зануда и бырюзга! Но! Темка-то про Коломну, началась, собственно, с «Домика в Коломне», поэтому справедливо, на мой взгляд, придерживаться этой градации. А о поэзии у прыцЫпе можно поговорить в разделе о плеяде, к примеру… Да?...
Лепорелла
постоянный участник
Сообщение: 766
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
1
Отправлено: 29.11.07 17:40. Заголовок: после замужества (1911) - в последний год Гумилева (1921) - Ахматова (19271):
Верно, милая няня, к которой моя любовь - с первого взгляда (с первого прочтения). Но иногда так заносит... Уж простите... Сколько раз ловила себя на том, что это не туда, и не там, и вообще всё не так, а после - только угнетённое состояние и разочарование в себе самой. Спасибо и Вам, и Сверчку терпеливому , и Лепорелле мудрому, и нежной Таше. Жизнь продолжается, и скоро - Новый год. Нынче надо постараться, чтоб не ссориться, не драться и так далее
Може, Маленькая Трагедия придумает что-нибудь дальше
Отправлено: 29.11.07 21:31. Заголовок: Но только не про то,..
Но только не про то, как она высморкала нос.....
Лепорелла
постоянный участник
Сообщение: 770
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
1
Отправлено: 29.11.07 21:49. Заголовок: да уж, пожалуйста, о..
да уж, пожалуйста, обойдёмся здесь без этих фокусов Кио ... с платками
Сверчок
постоянный участник
Сообщение: 746
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
1
Отправлено: 29.11.07 22:49. Заголовок: …Чтобы год очередной..
…Чтобы год очередной С нашею совпал душой. Чтоб трагедий с ОРЗ С нами не бывало, Чтобы счастье на слезе Тихо трепетало.
Что пришло, то написал. Извините. Ваш нахал.
Сверчок
постоянный участник
Сообщение: 747
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
1
Отправлено: 29.11.07 22:49. Заголовок: Я бы рад перенести, ..
Я бы рад перенести, но, боюсь, вы потом не найдёте. Давайте так: отпишем тему и о Серебряном веке, а потом я куда-нибудь её перенесу. Не хочется обрывать на полуслове. Когда дерево, которое только-только приживается, куда-то переносят не факт, что оно будет продолжать расти. Вы не против, «подруга дней моих суровых»?
Фотография с Блоком меня потрясла. Я ни разу не видел Блока смотрящего на – художника, в – кадр. Он всё время отводит взгляд, а тут – прямо. Встретился взглядом…
Лепорелла
постоянный участник
Сообщение: 775
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
1
Отправлено: 29.11.07 23:05. Заголовок: С.
Меня - как Вас Блок (согласен с Вами) - потрясают нефотоизображения Гумилева теми, кто им, полагаю, восхищался. Гумилев "в цвету" - прекрасен, так что красавица (на мой вкус) Горенко знала, что делала: "пропадать" - так хоть ЗА КРАСИВО живешь!
Морской Никольский Богоявленский собор в Коломне. Кстати, где венчались Н.С. с А.А.? Да, именно такой город сейчас - в декабрe 2007.
Отправлено: 04.12.07 21:53. Заголовок: Что за гнусная книжк..
Что за гнусная книжка вышла об А.А.Ахматовой? Прочла об этом в последней "Литературке" (28.11.-04.12.2007 г. №47-48 /6148/, с.7) в рубрике "Два мнения об одной книге". ФУ!!! Но всё же напишу: Тамара Катаева. Анти-Ахматова /Предисл. В.Топорова (Привет, Лепорелл(о)а!!!)/. -М.:ЕвроИНФО,2007. -Аж 560 с.
Лепорелла
постоянный участник
Сообщение: 893
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
2
Отправлено: 05.12.07 00:25. Заголовок: Наталья Лебедева. Гильотина для звезды:
Как защитить гениев от масскульта. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4446 от 22 августа 2007 г. Есть имена, ставшие культурной и гражданской сенсацией века. Отказавшаяся от эмиграции, оставшаяся в Советской России Анна Ахматова, создавшая свой "Реквием" и написавшая "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был", подарившая нам великие страницы своего частного, душевного, любовного опыта, – одна из таких неоспоримых сенсаций.
Казалось, что неоспоримых. Появившаяся недавно книга Тамары Катаевой "Анти-Ахматова" – попытка нелицеприятной биографии поэтессы, дурного человека, плохой матери и жены. Об этой ревизии блистательной литературной репутации – наш разговор с внучкой известного писателя Корнея Чуковского, дочкой автора "Записок об Анне Ахматовой", писательницы и правозащитницы Лидии Чуковской, литературоведом Еленой Чуковской. Скрытый текст
Елена Чуковская: Я ее просмотрела, но не дочитала до конца. Очень невежественная книга. "Кто это право дал кретину совать звезду под гильотину" – цитирует Катаева Анну Ахматову и дальше жирным шрифтом Тамара Катаева пишет от себя: "Так она разошлась в период оттепели. Гражданский пафос был ярок..." Все бы ничего, да вот только цитирует она строчку из стихотворения поэтессы Юнны Мориц, посвященного памяти Тициана Табидзе. И таких ляпсусов в книге много. К своему изумлению, я обнаружила, что из 560 страниц 61 страницу занимают надерганные цитаты из "Записок об Анне Ахматовой" моей матери Лидии Корнеевны Чуковской. Я бы хотела подчеркнуть, что Лидия Корнеевна никогда не разрешала печатать отрывки из своих записок, сколько ее ни уговаривали. Потому что всегда считала, что никакая часть не передаст целиком облика ее героини – Анны Ахматовой. А тут автор позволяет себе выдергивать клочки – иногда три слова, иногда пять, иногда абзац, ставит точку, где ей захочется, – и продолжать своими репликами, выделенными жирным шрифтом. Что это за отношение к авторскому тексту? Я хочу заметить, что никто не отменял у нас авторского права, и я веду консультации со своими юристами на предмет защиты принадлежащих мне прав на произведения моей матери. Такой обработке подвергаются и другие мемуаристы. Анатолий Найман, например. Если же говорить о книге в целом, то она в силу своей лоскутности и того, что автор пишет о поэте, которого не любит и не знает, получилась поспешной, безграмотной и сплетенной кое-как. Не имеет смысла говорить о Булгакове, Толстом, Ахматовой или менее крупных писателях вне их творчества. Бессмысленно культивировать и поддерживать интерес к биографии писателя без интереса к его произведениям…
Никакой цензуры быть не должно. Но исследователь должен знать, любить и понимать своего героя. А если он хочет показать свою развязность и умение делать "надписи на заборе", пусть это остается на его совести. Сумел же Владислав Ходасевич написать великолепную биографию Державина и решить проблемы связи творчества, биографии и частной жизни так, чтобы это стало литературным событием. Все зависит от таланта исследователя. Мне вот не очень понятно, почему Катаева взялась за биографию Ахматовой. Стихов Ахматовой она не читала и не любит, свои соображения высказывает крайне невнятно. Но о жизни Ахматовой, видимо, что-то прочитала…
Наша страна сейчас страдает не от изобилия авторитетов, а от их отсутствия. Нам нужны личности с большой буквы. Которые как раз и существуют в нашей литературе. Не знаю, насколько сейчас актуально сбрасывать с парохода современности очередного Пушкина. Хотя этим упорно занимается определенная часть людей. Надеюсь, что книгу Катаевой ждет геростратова известность, потому что это попытка негодными средствами низвергнуть авторитет…
Авторитет Толстого, Тургенева, любого другого писателя стоит на интересе к нему читателя. Писатель существует, пока живет интерес к его творчеству. Мне кажется, что произведения вроде "Анти-Ахматовой" – попытка массовой культуры освоить то, что она, видимо, не понимает и не чувствует. Мне вспомнилась статья моего деда Корнея Ивановича Чуковского "Глухонемые в опере". Если глухонемые не слышат оперы, то тут уже ничего не сделаешь. Вся надежда издателя и автора только на скандальную известность…
Защитить могут люди, которые думают иначе, понимают и любят поэзию, литературу. Они не будут гоняться за такой книгой, и никакого влияния на них она оказать не сможет. В этом я уверена. У нас выходят книги Ахматовой, на ее стихи поют песни, ее читают по радио – все это и есть противостояние таким, как Катаева. Сам писатель себя защищает тем, что его помнят и читают настоящие читатели. А разговорами его не защитить. Что бы ни писали о Толстом и что бы он сам ни писал–- с чем-то я согласна, с чем-то нет – все равно буду читать "Анну Каренину". Либо вы слышите голос писателя и он вам дорог, либо нет, как в случае с Катаевой…
Арина Родионовна
постоянный участник
Сообщение: 960
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
3
Отправлено: 05.12.07 02:15. Заголовок: К сожалению, всегда ..
К сожалению, всегда будут люди, которые делают себе имя на грязи. Причём, меня сейчас даже не волнует, насколько точно человек цитирует кого-то и имеет ли он право на цитирование. Это, понятно, дело наследников цитируемого. К сожалению, недобросовестность в изложении цитат присутствует у многих, даже у добротных и именитых писателей. Страшнее, на мой взгляд, другое: путём умелого подбора цитат можно ведь доказать что угодно и проиллюстрировать (подкрепить) любую мысль, любое утверждение. Отсутствие нравственных границ – вот что пугает. Отсутствие в самом человеке, который создаёт всяческие пакостные истории.
Отправлено: 09.12.07 07:39. Заголовок: Из Лепореллы (25.09...
Из Лепореллы (25.09.): "...создательницей волшебных кукол Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной"
Вот бы взглянуть на этих кукол! Были ли где-то такие иллюстрации?
Лепорелла
постоянный участник
Сообщение: 977
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
2
Отправлено: 09.12.07 07:56. Заголовок: m.
Думаю, в Фонтанном Доме что-то есть, по кр.мере, там проводятся различные выставки (года 3 назад собрался - пошёл, но дальше гардероба не проник, по причине блюстителей порядка, т.е. нашего российского "сервиса (см. аналогичные "сакраменты" А.Р. на Мойке12). Поищем.
- участник сейчас на нашем союзе - участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет