Темы, на которые стоит заглянуть:

Стихи, иллюстрации, фильмы, анекдоты о Пушкине »»»
Ссылки на сайты, посвящённые Пушкину »»»
Хроника преддуэльных дней »»»
Все сообщения в стихах »»»
О лицеистах »»»



Пушкин
Это не пушкиноведческий форум

Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:

«Нас было много на челне;    Иные парус напрягали,    Другие дружно упирали    В глубь мощны вёслы. В тишине    На руль склонясь, наш кормщик умный    В молчаньи правил грузный чёлн;    А я – беспечной веры полн –    Пловцам я пел… Вдруг лоно волн    Измял с налёту вихорь шумный…    Погиб и кормщик и пловец! –    Лишь я, таинственный певец,    На берег выброшен грозою,    Я гимны прежние пою     И ризу влажную мою    Сушу на солнце под скалою».    А.С.Пушкин, «Арион», 1827 год.

АвторСообщение
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 184
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.08 19:39. Заголовок: Пушкин в Нижнем Новгороде (продолжение)


Продолжаем обзор достопримечательностей Нижнего Новгорода :)
Немного о пребывании в Нижнем Т.Г.Шевченко и его «путевых» впечатлениях от Нижнего :) (по материалам из книги "Живописный Нижний Новгород", оттуда же сканированы рисунки Шевченко).
Т.Г.Шевченко провел в Нижнем Новгороде полгода, с сентября 1857 г. по март 1858 г. Здесь он был «приостановлен» во время возвращения в Петербург из десятилетней ссылки.
«Нижний Новгород во многих отношениях интересный город», - сразу заметил украинский гость. С путеводителем в руках Шевченко осматривал достопримечательности и архитектурные памятники города. По словам автора книги о Т.Г.Шевченко Константина Паустовского, «архитектуру Тарас впервые полюбил в Вильно, сохранил эту любовь на всю жизнь. Потом, на Украине и в Нижнем Новгороде он зарисовывал старинные здания, восторгался их пропорциями, строгостью линии и позабытыми строителями этих зданий – большей частью «простыми крепостными холопами».
В этот период Шевченко много рисовал, в основном – нижегородские храмы, о которых он писал 26 сентября 1857 г. в своем «Дневнике» - бесценном свидетельстве жизни и быта, культуры и истории Нижнего Новгорода второй половины XIX в.: «Старинные нижегородские церкви меня просто очаровали. Они так милы, так гармонически пестры…»


Т.Г.Шевченко. Благовещенский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г. (находился перед Кремлем на Благовещенской площади – сейчас площадь Минина).
«Я, однако, сегодня перехитрил упрямую погоду. Рано утром пошел в трактир, спросил себе чаю и нарисовал из окна Благовещенский собор. Древнейшая в Нижнем церковь». («Дневник», 16 сентября 1857 г.)


Т.Г.Шевченко. Церковь Св.Николая в Нижнем Новгороде. 1857 г.
«Нарисовал я кое-как церковь Николая за Почайной, построенную в 1372 г., вероятно, тоже в ознаменование какого-нибудь кровопролития». «Дневник», 28 октября 1857 г.
Автор ошибся: на рисунке изображена церковь Жен Мироносиц на современной ул. Добролюбова. Видимо, Шевченко был невнимателен определяя достопримечательности по путеводителю (причем он также часто ошибается, сообщая самую первую дату постройки, не учитывая, что с тех пор церкви неоднократно перестраивались).
Именно так – «Церковь св. Николая» - атрибутируется до настоящего времени в Киевском музее Т.Г.Шевченко рисунок от 28 октября, на котором представлена церковь Жен Мироносиц. Дело в том, что сами рисунки Шевченко, выполненные в Нижнем, хранятся в Киевском музее Т.Г.Шевченко, а коллекция факсимильных репродукций с них находится в нижегородском музее Н.А.Добролюбова.


Т.Г.Шевченко. Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г.
«Пользуясь погодой, я совершил прогулку вокруг города с удовольствием и не без пользы. В заключение прогулки нарисовал Благовещенский монастырь. Старое, искаженное новыми пристройками здание. Главная церковь, колокольня – не совсем уцелели от варварского возобновления. Остались только две башни над трапезой неприкосновенными. И какие они красавицы! Точно две юные, прекрасные, чистые отроковицы грациозно подняли свои головки. Прекрасное, ненаглядное создание! Благовещенский монастырь основан в XIV столетии св. Алексием митрополитом, к этому времени принадлежат и прекрасные башни. Соборная церковь монастыря построена в 1649 г. Местоположение монастыря очаровательное». («Дневник», 30 октября 1857 г.). Под «башнями», видимо, Шевченко здесь понимает Успенскую церковь 17 века :)
Интересно, что будучи личностью весьма импульсивной и эмоциональной, Тарас Григорьевич дает всему увиденному в новом для него городе полные крайностей, то чересчур субъективные и резкие, то восторженные оценки.
20 сентября он «вышел на берег и без помощи извозчиков, мимо красавицы XVIII столетия, церкви св. Георгия, поднялся на гору» и первым делом пошел в кремль.
Новый Спасо-Преображенский собор в кремле, Шевченко сразу пренебрежительно назвал «отвратительным зданием», «огромной квадратной ступой с пятью короткими толкачами», а про обелиск Минину и Пожарскому сказал: «Утешительно, что этот грошовый обелиск уже преломился». Но «очаровательные окрестности Нижнего Новгорода и конические старинные колокольни» вызывают неизменный восторг писателя.


Т.Г.Шевченко. Архангельский собор в Нижнем Новгороде. 1857 г.
«Окончил вчера начатый рисунок Архангельского собора. Оригинальное, красивое, и самое древнее, прекрасно сохранившееся здание в Нижнем Новгороде. Собор этот построен во время великого князя нижегородского Юрия Всеволодовича в 1227 г». («Дневник», 12 октября 1857 г.). На самом деле этот Михайло-Архангельский собор в Кремле был построен в 1631 г.


Т.Г.Шевченко. Печерский монастырь в Нижнем Новгороде. 1857 г.
«Живописная обитель… Печерский монастырь, что я сегодня рисовал, построенный при царе Федоре Иоанновиче в 1597 г. вместо разрушившегося древнего монастыря, основанного архимандритом Дионисием». («Дневник», 9 сентября 1857 г.)


Т.Г.Шевченко. Церковь Илии в Нижнем Новгороде. 1857 г.
«Несколько дней сряду хорошая ясная погода, и я сегодня не утерпел: пошел рисовать. Нарисовал церковь пророка Ильи с частию кремля на втором плане. Церковь эта построена в 1506 г. в память стреляния, спасшего Нижний от ногаев». «Дневник», 27 октября 1857 г.


А здесь Ильинская церковь (год постройки - 1655) на фотографии.
С ней связано одно из событий обороны кремля, происшедшее в начале 16 века. В августе 1505 г. незавершенный Нижегородский кремль постигло сильнейшее испытание. Направляясь походом на Москву, город осадила огромная по тем временам армия из 40 тысяч татар и 20 тысяч ногайцев под предводительством хана Мухаммед-Эмина. Он осадил город и готовился к штурму, раскинув свой стан на возвышенности (на Ильинской горе) за Почайной-рекой. Гарнизон недостроенной крепости был невелик, правда, командовал им один из лучших русских воевод Хабар Симской. Подмога из Москвы по обыкновению не торопилась, но осажденные сумели отстоять кремль. У нижегородцев были трофейные литовские пушки и ядра, захваченные русскими в битве с Литвой под Ведроше и отправленные Иваном III в Нижний Новгород на укрепление города. Но у воеводы в гарнизоне не было умелых людей, знающих обращение с артиллерийскими орудиями. Тогда вспомнили, что в городской темнице уже несколько лет томятся пленные литовцы, среди которых имелись и «огненные стрельцы» - пушкари. Воевода решил выпустить пленных и обещал им свободу, если они помогут отстоять город. Те согласились. На стены кремля, на Ивановскую башню, были втащены и поставлены орудия. И когда 7 сентября Мухаммед-Эмин двинул войска на приступ, со стен города раздался не ожидаемый врагами залп из орудий. Первым же искусным выстрелом пленного пушкаря по прозвищу Федя Литвич, был убит мурза ногайский. В лагере врагов началось смятение. Новые и новые ядра опустошали их ряды. Войско Мухаммед-Амина отступило от города, враги бежали беспорядочной толпой.
Литовцы получили свободу. Часть их, одаренная воеводой за спасение города, возвратилась на родину, часть осталась в Нижнем Новгороде. А на том месте, где Федя Литвич пушечным ядром убил ногайского мурзу, поставили церковь во имя Ильи-Пророка, покровителя пушкарей - «огненных стрельцов».


Т.Г.Шевченко. Вид Нижнего Новгорода. 1857 г.
«Глазам моим представилась, по темному фону широкого луга, блестящая, грациозно извивающаяся красавица Волга». «Дневник», 20 сентября 1857 г.

Спасибо: 0 
Данные
Ответов - 111 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Светлана
постоянный участник




Сообщение: 389
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 22:53. Заголовок: А они вообще издавал..


А они вообще издавались или нет?.. В 20-томнике его произведений (ссылку на который Вы мне давали) нет разве дневников?.. Наверное, можно взять в библиотеке да почитать! :)

Спасибо: 0 
Данные
Лепорелла
постоянный участник


Сообщение: 2223
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 23:08. Заголовок: С.


Скрытый текст


servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
Данные
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 390
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 23:09. Заголовок: Вот, нашла, в интерн..


Вот, нашла, в интернете можно купить 13 и 14 тома из 20-томника (как раз с дневниками), дороговато, правда... :)

Из аннотации:
"Полное собрание сочинений В.А.Жуковского впервые в эдиционной практике представляет наследие великого русского поэта в максимально полном на сегодняшний день объеме. Тексты Жуковского даны на основе критического осмысления всех известных автографов поэта и прижизненных публикаций.
Собрание сочинений состоит из 20 томов.
В 13-м и 14-м томах собрана дневниковая проза Жуковского, включающая три взаимосвязанных раздела: собственно дневники, письма-дневники и записные книжки.
13-й том содержит дневниковые материалы 1804-1833 гг., от первых дошедших до нас размышлений юного поэта, ориентированных на тип "франклинова журнала", записной книжки "Разные замечания", писем-дневников, обращенных к Маше Протасовой, материалов первого заграничного путешествия 1820-1821 гг. до описания второго заграничного путешествия 1832-1833 гг. "

Том 13. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1804-1833
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3249761/

"В 14-м томе опубликованы дневниковые записи 1834-1847 гг., которые включают материалы "Конспективных заметок о смерти Пушкина", путешествия с наследником по России 1837 г., третьего заграничного путешествия 1838-1839 гг., записной книжки "Мысли и замечания", а также историю женитьбы на Елизавете Рейтерн и последующей жизни в Германии. Том завершается приложением, содержащим краткую летопись жизни и творчества поэта и аннотированный указатель имен к 13 и 14 томам."

Том 14. Дневники. Письма-дневники. Записные книжки. 1834-1847
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2126475/

Скрытый текст


Спасибо: 0 
Данные
Лепорелла
постоянный участник


Сообщение: 2224
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 23:19. Заголовок: С.


Скрытый текст


servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
Данные
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 391
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 23:24. Заголовок: Зато каждый из них м..


Скрытый текст


Спасибо: 0 
Данные
Лепорелла
постоянный участник


Сообщение: 2225
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.08 23:49. Заголовок: приоткрытие тайн:

servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
Данные
marta
постоянный участник




Сообщение: 854
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.08 12:57. Заголовок: По теме. Не заменяйт..


По теме. Не заменяйте, пожалуйста. Пусть все почитают.

Спасибо: 0 
Данные
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 394
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.08 20:42. Заголовок: Рисунок Жуковского :)



Вот, тот самый рисунок Жуковского, изображающий Нижний Новгород (из "Записок краеведов").
Скрытый текст


Спасибо: 0 
Данные
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 395
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.08 20:44. Заголовок: Промыслы Нижегородской области :)


Промыслы Нижегородской области
http://www.promisly.ru/vidi_nhp/hohlomskaya_rospis.php

Спасибо: 0 
Данные
Лепорелла
постоянный участник


Сообщение: 2243
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.08 20:55. Заголовок: спасибо


«Искусство хохломы - это не только красиво выполненная рос-пись, но и умение создавать выра-зительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.
В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 граду-сов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позо-лоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская рос-пись, хохломское панно с живописью, иконы.»

servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
Данные
Светлана
постоянный участник




Сообщение: 396
Зарегистрирован: 09.01.08
Откуда: Нижний Новгород
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.08 20:56. Заголовок: "Нижегородские" портреты А.Г.Муравьевой :)


В тех же "Записках краеведов" (за 1991 г.) нашла интересную, на мой взгляд, статью В.В.Тюкиной «Знакомцы давние…» (О неизвестных портретах из Ветошкина, имения Пашковых)
Читала ее раньше, но подзабыла, а сейчас она показалась мне как раз "кстати" :)... Статья большая, поэтому уделю внимание лишь нескольким «интересным», с моей точки зрения, моментам: портретам А.Г.Муравьевой из имения Пашковых, самим Пашковым и их знакомству с Пушкиным, а также их имению в Ветошкине (вернее, тому, что от него осталось...). Сначала о портретах А.Г.Муравьевой :)


"Два редких акварельных портрета А.Г.Муравьевой (жены основателя «Союза спасения» Н.М.Муравьева и сестры декабриста З.Г.Чернышова) из собрания Нижегородского художественного музея.
Оба портрета имеют авторские подписи. Один из них, принадлежащий кисти А.И.Погонкина и датированный августом 1825 года, никогда не покидал фондов Нижегородского художественного музея. Второй, исполненный в 1826 году Я.Ф.Яненко, мелькнул в экспозиции музея в 1960-е годы и тоже исчез на долгие годы в музейных запасниках.

О портретах А.Г.Муравьевой
Скрытый текст


Случайно ли эти два акварельных портрета оказались в музейном собрании Нижнего Новгорода?
Изящны округлые линии золоченого обреза старинного паспарту, в который они одеты. Неведомая рука в ту давнюю пору начертала на обороте обоих портретов летучую интимную надпись карандашом: Alexandrine Mouravieff. Инвентарная запись: «Из собрания картин в имении Пашковых».
Сегодня удалось выявить целую группу семейных в большинстве своем портретов, как графических, так и живописных, поступивших в музейное собрание вместе с другими произведениями из имения Пашковых.
Как правило, почти все изображенные персонажи этих портретов числятся в инвентарях неизвестными и относятся в основном к пушкинской поре, судя по сохранившимся авторским подписям и датам на некоторых из них, по внешнему облику моделей и надписям на оборотах."
(Из статьи В.В.Тюкиной "Знакомцы давние")

Как портреты А.Г.Муравьевой оказались в имении Пашковых, об этом немного попозже… А пока немного о владельцах Ветошкина и их знакомстве с Пушкиным…

Спасибо: 0 
Данные
Ответов - 111 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на нашем союзе
- участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Словари русского языка
www.gramota.ru

Погоды на Форуме:

Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Пушкинский форум