Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:
В этой отдельной теме освещаются петербургские адреса А.С.Пушкина.Постепенно сюда буду помещать материал об этих адресах.Сегодня разговор пойдет о доме О.К.Брискорн. Маленькая справка: Ольга Константиновна Брискорн — вдова тайного советника Федора Максимовича Брискорна (1759 — ок. 1824), по первому мужу Струкова. Объявление о том,что во втором этаже сдаются две квартиры: в 5 и в 7 комнат Пушкин прочитал в № 3470 Сенатских объявлений.Этот дом был сквозной на Английскую набережную, рядом с ним помещался в то время морской штаб, за которым была английская церковь.
В доме Брискорн Пушкин прожил с октября 1831 года по май 1832 года. Современый адрес: Галерная ул.д.53.
Отправлено: 02.10.07 23:47. Заголовок: Английская наб. 1850-е (с ориг. И.И.Шарлеманя) и Николаевский дв. со стороны Конногвардейского бул.:
Николаевский дв., 1853-61 (лит. Ж.Жакотте и Ш.К.Башелье с рис. И.И.Шарлеманя) и ц. Благовещения лейб-гвардии Конного полка (акв. В.С.Садовникова, после 1849), справа - Новая Голландия:
Саша, а что там сейчас? Офисы или жильё? А что за окна ты сфотографировал (фото внизу)? Той самой квартиры?
Да,конторки-конторчки. Но жилые квартиры тоже есть.Оконные проемы во двор сохранились с пушкинского времени. Вот только бы стеклопакеты убрать. А эти два входа со стороны фасада тоже были при Пушкине,да разве,что эти крыши над подъездами похоже более поздние. А перила балкона-подлинные,на них опирался Пушкин,когда выходил на балкон.
Отправлено: 04.10.07 22:17. Заголовок: Дом Алымовой
Сегодня речь пойдет как раз о том доме, "поет где Пушкин-соловей". И как ему было не петь, когда 19 мая в этом доме появился его первенец,названный так в честь своей прабабушки Марии Алексеевны Ганнибал.Пушкин тогда писал В.Ф. Вяземской:"Кстати о самоотверженности: представьте себе, что жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на всё свое самомнение". Cовременный адрес дома: Фурштадтская улица, д.20. Во времена Пушкина он был деревянным, двухэтажным и сегодняшнее строение уже ничем не напоминает тот дом,где жил поэт:
А рядом в Таврический сад можно легко было дойти пешком.
Отправлено: 05.10.07 10:24. Заголовок: Дом Апраксина
В 2003 году появились сообщения о сенсации в пушкиноведении: найден-де новый адрес поэта в Петербурге, где он жил с родителями: наб. канала Грибоедова, дом № 174. Публике сообщалось, что в 1817 году после окончания Лицея А. С. Пушкин, служивший в Коллегии иностранных дел, собственноручно написал в книге адресов чиновников: «Александр Пушкин живет у Калинкина моста в доме графа Апраксина», и что сей исторический дом, принадлежавший тогда графу Ивану Александровичу Апраксину, наконец-то после напряженных изысканий найден.
Напомним: ранее на основании воспоминаний Модеста Андреевича Корфа считалось, что с 1816 года родители Пушкина снимали квартиру в доме А. Ф. Клокачева – тоже у Калинкина моста (современный № 185 по набережной реки Фонтанки). Однако, когда историки выяснили, что Клокачев купил дом лишь в 1818 году, начались поиски: где Пушкины жили раньше и откуда переехали в дом Клокачева?
Эти поиски и привели к сенсации 2003 года.
Однако подлинный ответ на вопрос удалось найти при помощи двух купчих, опубликованных в свое время в официальном издании.
19 декабря 1816 года была совершена «купчая на проданный действительным статским советником Михайлою Михайловичем Демчинским жене полковника графа Александра Ивановича Апраксина графине Марье Александровне каменный дом со всем имеющимся при нем каменным жилым и нежилым строением и землей, состоящий в С.-Петербурге в 4-й Адмиралтейской части в 5-м квартале под № 363» (Московские сенатские объявления. № 54. 6 июля 1821 г. С. IV).
Итак, выясняется: известный всем дом на Фонтанке, 185, принадлежал с 1816 года Апраксиным. А уже через год с небольшим – 14 февраля 1818 года – была совершена другая купчая на проданный «5-го класса графа Апраксина женой графиней Марьей Александровной контр-адмиралу и кавалеру Алексею Федотовичу Клокачеву каменный дом со всем строением и землей в С.-Петербурге в 4-й Адмиралтейской части в 5-м квартале под № 363» (Московские сенатские объявления. № 25. 28 марта 1823 г. С. 22 – 23).
Из двух объявлений можно заключить: Пушкины никуда не переезжали, просто у дома появился новый хозяин – Клокачев. Собственно говоря, о том же свидетельствуют и воспоминания Модеста Корфа, жившего с родителями здесь же. Он пишет, что жили они «на Фонтанке у Калинкина моста, против родильного дома, в доме тогда графа Апраксина, после Путятина, потом Трофимова, теперь не знаю, кому принадлежащем». Поскольку Корф писал эти строки спустя много лет, то Клокачева в качестве владельца он запамятовал. Но вот Фонтанку перепутать с Екатерининским каналом уж никак не мог.
На третьем этаже дома Апраксина – Клокачева Александр Сергеевич Пушкин жил с родителями до своей ссылки на юг. Дом был небольшой – в 10 окон по фасаду, трехэтажный с очень низким первым этажом. На втором этаже помещалась квартира Корфов.
В дальнейшем со сменой владельцев менялся и облик дома. В настоящее время это большой пятиэтажный дом, на котором висит мемориальная доска с текстом «В этом доме по окончании Лицея жил А. С. Пушкин с 1817 по 1820 г.». Текст верен.
А после «сенсации», грянувшей в 2003 году, на доме № 174 по набережной канала Грибоедова была тоже открыта мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил Александр Сергеевич Пушкин с 1816 по 1818 год». Сам этот двухэтажный с мезонином «домик в Коломне» представляет архитектурный интерес в качестве примера рядовой застройки периода классицизма. Однако в 1817 году этот дом на канале принадлежал вовсе не Апраксину – и, следовательно, Пушкин в нем никогда не жил.
Доказательства снова удалось найти в архивных документах.
В первом десятилетии XIX века этот особняк, имевший № 266 в 4-й Адмиралтейской части, был известен как дом графа Федора (а не Ивана) Александровича Апраксина, хотя купчая на дом была оформлена на имя Марии Васильевны Сиверс – бывшей жены золотых дел мастера немца И. Я. Сиверса. Двух внебрачных сыновей от этой дамы Апраксин каким-то образом сумел записать под фамилией графов Апраксиных в метрической книге приходской Покровской церкви в Большой Коломне.
В январе 1811 года генерал-майор граф Ф. А. Апраксин умер. Мария Васильевна вышла замуж за чиновника военного ведомства С. Т. Крамалея. А «лета 1816 года июня в 27 день титулярного советника Степана Тимофеева сына Крамалея жена Марья Васильева, а по первому мужу Сиверс, продала я полковнику и кавалеру Александру Яковлеву сыну Дубянскому собственный свой каменный дом, доставшийся мне прошлого 1804 г. июля в 21 день от С. Петербургского купца Алексея Трофимова сына Маресева по купчей, состоящий в С-Петербурге в 4-й Адмиралтейской части 4 квартала по Екатерининскому каналу, под № прежде бывшим 335, а ныне 266...»(ЦГИА СПб. Ф. 2263. Оп. 1. Д. 33. Л. 77 об.).
Итак, генерал-майор Апраксин умер в 1811 году, а с лета 1816 года дом на канале принадлежал Дубянскому.
Документы доказывают: сенсация 2003 года не имела под собой никаких оснований. А мемориальную доску с дома на канале Грибоедова, 174, следует удалить! По материалам: Издательский дом "С.-Петербургские ведомости".
Отправлено: 05.10.07 10:26. Заголовок: Дом Клокачева
Набережная реки Фонтанки, д. 185
Весной 1814 года на втором этаже дома Клокачева поселились родители Александра Сергеевича Пушкина. Вначале приехали из Москвы Надежда Осиповна, мать поэта, со своей матерью Марией Алексеевной и двумя детьми - Ольгой и Львом. Потом, после выхода в отставку (он некоторое время служил в Варшаве), прибыл и Сергей Львович. Первый этаж дома занимала семья Модеста Корфа, учившегося в Лицее вместе с Пушкиным. Существует версия о том, что родители Модиньки Корфа помогли родителям Саши Пушкина устроиться в Петербурге в доме, где жили сами, в квартире на втором этаже.
Пушкин впервые приезжает к своим родителям в эту квартиру в конце декабря 1816 года на рождественские каникулы, а затем вторично посещает их на Пасху 25 марта 1817 года. Сразу после выпуска из Лицея 9 июня 1817 года он приезжает в Петербург, однако все лето этого года проводит в Михайловском. С сентября 1817 года поэт живет на Фонтанке вместе с родителями. Квартира родителей поэта состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили десятью окнами на Фонтанку, остальные - во двор, где находился небольшой сад. Пушкин занимал одну из комнат, выходивших окнами во двор.
В феврале 1819 года поэта посещает В. А. Эртель (двоюродный брат поэта Е. А. Баратынского). Он рассказывал о своем посещении Пушкина в доме Клокачева в своих воспоминаниях: "Мы взошли на лестницу: слуга отворил двери, и мы вступили в комнату Пушкина. У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкою на голове. Возле постели на столе лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого". В комнате, описанной В. А. Эртелем, поэт работал над поэмой "Руслан и Людмила", готовил к печати поэтический сборник. Весной, 6 мая 1820 года, Пушкин отправляется в ссылку в Екатеринослав вместе со своим дядькой Никитой Козловым. Провожали его друзья - Антон Дельвиг и Павел Яковлев (брат лицеиста Михаила Яковлева).
На доме под номером 185 на набережной Фонтанки и сейчас размещена мемориальная доска: "В этом доме по окончании лицея жил А. С. Пушкин с 1817 по 1820 гг." На это и стоит сейчас ориентироваться, как и раньше.
Сообщение: 449
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 05.10.07 15:29. Заголовок: Re:
Александр, вы в первом своём сообщении по поводу дома, где жил Пушкин после Лицея, пишете: Александр пишет:
цитата:
На третьем этаже дома Апраксина – Клокачева Александр Сергеевич Пушкин жил с родителями до своей ссылки на юг. Дом был небольшой – в 10 окон по фасаду, трехэтажный с очень низким первым этажом. На втором этаже помещалась квартира Корфов.
А во втором сообщении:Александр пишет:
цитата:
Весной 1814 года на втором этаже дома Клокачева поселились родители Александра Сергеевича Пушкина. Вначале приехали из Москвы Надежда Осиповна, мать поэта, со своей матерью Марией Алексеевной и двумя детьми - Ольгой и Львом. Потом, после выхода в отставку (он некоторое время служил в Варшаве), прибыл и Сергей Львович. Первый этаж дома занимала семья Модеста Корфа, учившегося в Лицее вместе с Пушкиным. Существует версия о том, что родители Модиньки Корфа помогли родителям Саши Пушкина устроиться в Петербурге в доме, где жили сами, в квартире на втором этаже.
Так всё-таки на каком этаже кто жил. Или тогда первый этаж не принимался в расчёт, как в европах и первым называли тот, который мы сейчас называем второй? А вообще-то мне хочется сказать вам спасибо за замечательные фотографии и подробное изложение истории каждого дома! "Не пропадёт ваш скорбный труд!" Хотя он не скорбный, а радостный.
В те времена бельэтаж-первый этаж,находился на высоких подвалах. Поэтому такое расхождение. На последнем плане "пушкинским" будет как раз тот этаж,который ныне мы бы назвали третьим. Спасибо Аринушка за добрые слова, буду и дальше стараться!
Отправлено: 06.10.07 12:59. Заголовок: Дом Жадимировского на Гороховой улице
С Фурштадтской улицы Пушкин переехал в дом Жадимировского на Гороховую. Вернувшись в октябре 1832 года из Москвы поэт писал Нащокину: "Приехав сюда, нашел я большие беспорядки в доме, принужден был выгонять людей, переменять поваров, наконец нанимать новую квартеру и, следственно, употреблять суммы, которые в другом случае оставались бы неприкосновенными". В переписке Пушкина не указан номер дома Жадимировского, у которого в это время (1832 - 1833) на Морской улице было два дома, один, как видно из плана, угловой на Гороховую улицу (№ 27-по нумерации 1930-х годов,когда и был составлен план,приложенный к своей книге Викентием Вересаевым), другой наискосок, второй от угла Гороховой, ныне № 22. Жадимировские были богатейшими и именитым купцам Петербурга, владели большим числом земельных участков, были подрядчиками высочайшего двора. Долгое время считалось,что именно угловой дом (№ 26/14) и был тем самым,где на третьем этаже в квартире из 12 комнат жили пушкины. Однако сейчас более веротно считать,что поэт жил в соседнем, следующим (за 26/14) доме,целиком выходящим фасадом на Гороховую улицу. В этом здании находися сейчас медицинская страховая компания "Медэкспресс",где Ваш покорный слуга застрахован и поэтому бывал в этом доме.
Квартиру в этом доме в сентябре 1833 года сняла Наталья Николаевна, когда Пушкин путешествовал по пугачевским местам. Отсюда было рукой подать до Летнего сада:" Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома". Около 28 июня 1834 года поэт писал жене: "Кстати о доме нашем: надобно тебе сказать, что я с нашим хозяином побранился, и вот почему. На днях возвращаюсь ночью домой; двери заперты. Стучу, стучу; звоню, звоню. Насилу добудился дворника. А я ему уже несколько раз говорил прежде моего приезда не запирать — рассердясь на него, дал я ему отеческое наказание. На другой день узнаю, что Оливье на своем дворе декламировал противу меня и велел дворнику меня не слушаться и двери запирать с 10 часов, чтоб воры не украли лестницы. Я тотчас велел прибить к дверям объявление, писанное рукою Сергея Николаевича(брата Н.Н. -А.), о сдаче квартеры — а к Оливье написал письмо, на которое дурак до сих пор не отвечал. Война же с дворником не прекращается, и вчера еще я с ним повозился. Мне его жаль, но делать нечего; я упрям и хочу переспорить весь дом — включая тут и пиявок". Пушкин стал подыскивать новую квартиру и занял бывшую ранее у Вяземских в доме Баташева.
Бывший дом Оливье на Пантелеймоновской улице. Ныне №5 по улице Пестеля. Дом претерпел значительную перестройку.
Напротив дома находится Пантелеймоновская церковь.
А чуть дальше распологался Пантелеймоновский цепной мост через Фонтанку, на месте которого сейчас находится уже другой.
Дом Оливье помнит и Н.И. Гнедича, который жил в нем до Пушкина и умер 1 февраля 1833 года.
Отправлено: 08.10.07 02:28. Заголовок: из Хронографа 1811-1820 гг.:
1811 Освящен Казанский собор Образовано литературное общество «Беседы любителей русского слова» Открыт Царскосельский лицей 1812 Основано Российское Библейское общество Вышел первый номер журнала «Сын Отечества» Н.И.Греча 1813 Началось издание газеты «Русский инвалид» Открылись книжные лавки В.А.Плавильщикова и И.В.Слёнина 1814 Опубликованы первые стихотворения А.С.Пушкина Возвращение Петербургского ополчения и императорской гвардии из заграничных походов Императорская Публичная библиотека открылась для посетителей Грандиозный салют (324 залпа) в честь заключения победоносного мира с Францией 1815 Первый рейс в Кронштадт первого русского парохода «Елизавета» Создан Главный штаб Его Императорского Величества Образовано литературное общество «Арзамас» 1816 Вышел в свет первый том «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина Открыта Биржа на стрелке Васильевского острова Образован «Союз спасения» - первое тайное общество декабристов Организовано «Вольное общество любителей российской словесности» 1817 Открыт восстановленный после пожара Большой театр Основан Благородный пансион при Педагогическом институте Оборудованы первые тротуары из каменных плит 1818 Создана Петербургская управа «Союза благоденствия» Началось строительство архитектурного ансамбля Елагина острова по проекту К.И.Росси Основан журнал «Отечественные записки» 1819 Закончено строительство казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле Возрожден Санкт-Петербургский университет Начато строительство Михайловского дворца Торжественно заложен новый Исаакиевский собор по проекту О. де Монферрана Открылся «Русский музеум» П.П.Свиньина 1820 Основано Артиллерийское училище (позднее – Михайловская артиллерийская академия) Бунт солдат лейб-гвардии Семеновского полка Учреждено Общество поощрения художников (позднее – Общество поощрения художеств) Завершено строительство дома Лобанова-Ростовского на Адмиралтейской площади
1821: Императором Александром I учреждено Общество поощрения художников, начинается выпуск изданий по искусству. Первым изданием является альбом "Собраний видов Санкт-Петербурга и его окрестностей". Родился Федор Михайлович Достоевский. Образовано "Северное общество" во главе с братьями Муравьёвыми, князем С. Трубецким и поэтом К. Рылеевым - будущими декабристами. 1822: Завершено строительство архитектурного ансамбля Елагина острова. Елагинский дворец перестроен К.Росси. У входа в Елагинский дворец установлены чугунные львы – первые львы Петербурга, впоследствии один из символов города. На Крестовском острове возведено первое в России здание для цирковых представлений. Вышел указ о запрещении тайных обществ и масонских лож в России. По проекту русского зодчего В. П. Стасова для Конюшенного ведомства возводится комплекс зданий Конюшенного двора. К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым задуман альманах "Полярная звезда". 1823: Закончена перестройка здания Адмиралтейства по проекту Андриана Захарова. Теперь Адмиралтейство приобретает свой окончательный вид, также поменялись его функции: из производственного предприятия Адмиралтейство превращается в центр управления Русским флотом. Вышел первый номер альманаха «Полярная звезда» Кондратия Рылеева и Александра Бестужева. Михайловский замок, переданный Инженерному училищу, с этого года стал носить официальное название - Инженерный замок. Началась перестройка Михайловского манежа на Манежной площади (архитектор К.И. Росси). 1824: Открылась первая в России линия оптического (семафорного) телеграфа, связавшая С.-Петербург со Шлиссельбургом. Александр Грибоедов привез в С.-Петербург рукопись своей комедии «Горе от ума». Крупнейшее в истории города наводнение (410 см выше ординара). Ученый и инженер П.П. Базен предлагает проект дамбы для защиты Петербурга от наводнений. Созданы Ботанический музей и Ботанический сад при Академии наук. На Невском проспекте построено четырехэтажное здание гостиницы "Европа". 1825: В Таганроге скончался Александр I, и на престол всходит Николай I. 14 декабря на Сенатской площади подавлено восстание, подготовленное Северным обществом; мятежники подвергнуты жестоким репрессиям, а их портреты изъяты из Галереи славы героев Отечественной войны 1812 года. Построен Михайловский дворец (ныне Русский музей). Основана газета «Северная пчела» Фаддея Булгарина и Николая Греча. Учреждено III Отделение Собственного Его Величества Канцелярии. Опубликована первая глава романа "Евгений Онегин". Дуэль Константина Чернова и Владимира Новосильцева. Скрытый текст
1826: Построен первый висячий мост в Петербурге – Банковский мост через Екатерининский канал. Его украшают четыре грифона, отлитые из чугуна по моделям скульптора П.П. Соколова. Учреждён Корпус жандармов. Состоялись заседание Верховного уголовного суда: пятеро руководителей Северного общества (Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский) казнены на кронверке Петропавловской крепости. Открыт Александровский чугунолитейный завод за Невской заставой (ныне Пролетарский завод). Там же отлита ограда по рисунку Людовика Шарлеманя, украсившая Летний сад со стороны Мойки. Умер Николай Карамзин. Началось строительство зданий Северного и Южного пакгаузов на Стрелке Васильевского острова. Началось строительство Дома Н.П. Румянцева на Английской набережной. 1827: Началось сооружение Нарвских Триумфальных ворот по проекту В.П.Стасова взамен старых, деревянных, спроектированных Дж.Кваренги. Торжественно открыта Военная галерея Зимнего дворца. Заложен Спасо-Преображенский собор по проекту В. П. Стасова. Построен Каменностровский театр. Открыт Олимпийский цирк Ж. Турниера. Скульптор Демут-Малиновский создал знаменитые фигуры быков, которые сейчас украшают вход на мясокомбинат "Самсон" на Московском шоссе. Вышел в свет сборник стихотворений Евгения Баратынского. На Марсовом поле закончено строительство дома Адамини по его собственному проекту. В начале 20 века в подвале этого дома находилось известное артистическое кабаре "Привал комедиантов". На Елагином острове, в парковом ансамбле К. Росси и Д. Буша, открылся театр. Уникальность его состоит в том, что это одно из немногих деревянных зданий Петербурга, сохранившееся до наших дней . По всему городу установлены водокачки. 1828: Основан С.-Петербургский практический институт (позднее – Технологический институт). Начато строительство Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка. Открыт Большой Конюшенный мост через Мойку в створе Мошкова переулка. В Петербург впервые приехал Н.В. Гоголь. На территории Новой Голландии построена Морская тюрьма. На арке главного штаба открыта колесница с Гением Славы работы В.И. Демут-Малиновского. Началось строительство здания Александринского театра. Издан «Подробный план города», составленный генерал-майором Ф. Шубертом. 1829: Завершено строительство здания Главного штаба и министерств по проекту Карла Росси. Началось строительство зданий Сената и Синода. Открыта больница Свт. Марии Магдалины на Васильевском острове. Для строящегося по проекту Огюста Монферрана четвёртого по счёту Исаакиевского собора изготовлены 112 монолитных колонн из пютерлаксского гранита, 48 самых больших 17-метровых колонн имеют вес по 114 тонн каждая. Построен Спасо-Преображенский собор по проекту Стасова с оградой из трофейных турецких пушек, соединенных цепями (в честь победы над Турцией). Родился Антон Григорьевич Рубинштейн, пианист-виртуоз, композитор, организатор Русского музыкального общества, Консерватории. Началось строительство здания Таможни на Стрелке Васильевского острова (архитектор И.Ф. Лукини). 1830: Состоялся первый маскарад в доме В.В. Энгельгардта на Невском проспекте. Начала выходить "Литературная газета" Антона Дельвига, первое издание. Вышел в свет "Борис Годунов" А.С.Пушкина. Императором Николаем I утверждены устав и штат Военной академии. Впервые вышел сборник анекдотов шута Балакирева. Началось строительство дома Голландской церкви на Невском проспекте. Петербургским генерал-губернатором назначен П.К.Эссен. 1831: На сцене Большого театра состоялась триумфальная премьера комедии А.Грибоедова "Горе от ума". "Холерный бунт" на Сенной площади, в июне, остановлен личным вмешательством Николая I. Открыт для посещений Румянцевский музей (собрание книг, минералов, медалей графа Н. П. Румянцева). Завершено строительство «трехарочного» моста через Екатерининский канал и Мойку. Основан журнал "Телескоп". Достроен Технологический институт. Заложен на Охтинском Адмиралтействе фрегат «Паллада», вошедший в историю благодаря роману И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада». Опубликована повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 1832: На Дворцовой площади установлена монолитная 600-тонная Александринская колонна по проекту О.Монферрана. Ангела, попирающего крестом змею на верхушке колонны, выполнил Б.И.Орловский. Открыт Александринский театр. Основано Училище гражданских инженеров. В доме № 7 по Марсову полю состоялась первая публичная демонстрация первой в мире линии электрического телеграфа, созданной П.Л. Шиллингом. Опустошительный пожар в Московской и Каретной частях города. Состоялось новоселье книжной лавки-библиотеки А. Ф. Смирдина на Невском проспекте, 32. 1833: Открыт для судоходства Обводный канал. Завершено строительство шоссейной дороги между С.-Петербургом и Москвой. Торжественное открытие Михайловского театра (театра оперы и балета им. М. Мусоргского).). Начато издание Полного собрания законов Российской империи. Открыта первая в России внутригородская почта. Закончена поэма А.С.Пушкина "Медный всадник". Архитектором К. Росси построена Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси). Она считается самой уникальной по пропорциям улицей: её длина составила 220 метров, ширина и высота - по 22 метра, и 23 пары колонн по обеим сторонам. Учреждено «Общество заведения минеральных вод». 1834: Торжественно открыта Александровская колонна. Завершено строительство зданий Сената и Синода, архитектурного ансамбля Александринского театра, Голландской реформаторской церкви на Невском проспекте, пристани у Академии художеств. В Петербург доставлены два трёхтысячелетних египетских сфинкса, найденных на раскопках в Фивах, которые установлены на набережной у Академии художеств. Открыта первая в России педиатрическая Николаевская больница. Заложены Московские триумфальные ворота по проекту В.П.Стасова, крупнейшие в мире чугунные ворота. Вышел первый номер журнала «Библиотека для чтения» Осипа Сенковского. Введена нумерация зданий по улицам города. 1835: По проекту В. П. Стасова построен и освящён Троицкий собор на Измайловском проспекте, четвёртое по высоте архитектурное здание старого Петербурга, увенчанное огромным синим куполом с золотыми звёздами. Учреждено Общество освещения газом Санкт-Петербурга и введён в действие первый в России газовый завод. Торжественно открыто Императорское училище правоведения. Открыта Петропавловская больница (б-ца им. Ф.Ф. Эрисмана). Состоялось освящение Смольного собора. Здание Двенадцати коллегий полностью отдано под Университет. Родился Карл Андреевич Раухфус – педиатр, основатель и руководитель больницы, носящей сейчас его имя. Состоялось открытие Ботанического музея. 1836: Первая постановка комедии Николая Гоголя «Ревизор» в Александринском театре. Премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в Большом театре. Вышел первый номер журнала «Современник» Александра Пушкина. Был основан Павловский женский институт и Ларинская гимназия. Основан Морской госпиталь у Калинкина моста в специально для него приобретенном доме. К началу XX века в госпитале было 300 коек. Закончено строительство зданий Сената и Синода. Произошел пожар в балагане Лемана на Адмиралтейской площади, унесший 120 жизней. Обнародован Указ о «неразломке» зданий, построенных во времена Петра I. Состоялась закладка здания Бумагопрядильной мануфактуры. Проведена полная реконструкция здания Большого театра на Театральной площади (архитектор А. К. Кавос). 1837: Дуэль и смерть А.С.Пушкина.
Отправлено: 09.10.07 16:18. Заголовок: Дом Баташева
В августе 1834 года семья Вяземских покидала Петребург: в отчаяньи помочь безнадежно больной чахоткой дочери Прасковье они уезжали за границу. Пушкин, после ссоры с Оливье, подыскивавший новую квартиру писал Наталье Николаевне:" Наташа, мой ангел,знаешь ли что? Я беру этаж, занимаемый теперь Вяземскими".На втором этаже дома Баташева поселилась семья Пушкиных и две сестры Натальи Николаевны. Впоследствии семейство и сестры перебрались на третий этаж в квартиру подешевле. Ныне это дом №32 по набережной Кутузова.
Семья Пушкиных прожила в этом доме до середины мая 1836 года, до переезда на дачу Доливо-Добровольского на Каменном острове. То было последнее лето в жизни Пушкина...
В этом доме, как я поняла из фотографий, случилась перепланировка, сделали многоквартирный этаж, и теперь здесь живут люди. ДА?
Да, дом жилой,отмечен мемориальной доской,посвященной Пушкину. Оцените,каких трудов стоило снять фасад дома без автомобилей. Дом на набережной Невы, которая постоянно запружена машинами, проезжающими мимо 24 часа в сутки . Я улучил мгновенье буквально,чтобы спокойно, без посторнних отвлекающих реалий суетного 21 века, снять этот дом.
Сообщение: 511
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 10.10.07 10:17. Заголовок: Re:
Александр, Вы действительно проделали огромную работу! У меня даже совесть не на месте, что я ещё не взял фотоаппарат и не прошёлся с ним по московским адреса Пушкина. Хоть и мало что сохранилось, но всё-таки, это надо когда-нибудь сделать.
Отправлено: 11.10.07 08:47. Заголовок: Александр Кудинов. Новая Голландия.1848 (рядом Конногвардейский б. и Галерная53):
На Благовещенскую пл. (слева) выходит Конногвардейский бульвар с Николаевским дворцом, справа - от Сенатской пл. до Верфей - проходит параллельно Неве узкая, дилнная и прямая как стрела Галерная ул. На эту пл. от Васильевского о-ва спускается Николаевский мост (теперь Благовещенский, ранее л-та Шмитта).
Среди памятников Петербурга пушкинского времени есть один, о котором пишут такие мемуаристы, как Корф и Вяземский. Так, у Корфа: "Вскоре после смерти Оленина стёрт был с лица земли и знаменитейший из оставленных им по себе памятников: сочинённая им надпись на цоколях ... под сфинксами, вывезенными из Египта и поставленными на Невской набережной перед Академией художеств. Она начиналась так: "Сии огромные сфинксы"... Лет десять эта надпись возбуждала раздумье, насмешки и остроты каждого проходящего и обратилась в Петербурге даже в поговорку...". У Вяземского: "Про одну даму, богато и гористо наделённую природою, NN говорит, что, когда он смотрит на неё, она всегда напоминает ему известную надпись: сии огромные сфинксы". Сохранился ли сам памятник? Хотелось бы его увидеть. Может ли кто-то из питерцев доставить эту радость здесь, на Форуме?
Отправлено: 13.10.07 11:05. Заголовок: о Сфинксах: http://travel.gerodot.ru/
«Гордые, молчаливые, таинственные... Им три с половиной тысячи лет, и они - самые древние произведения искусства, стоящие под открытым небом Санкт-Петербурга. Загадочные звери с телом льва и головой человека - андросфинксы - имеют очень необычную для скульптур судьбу. Высеченные из розового асуанского гранита во времена XVIII династии, они заняли свой пост на Аллее сфинксов, соединявшей заупокойный храм Аменхотепа III с Нилом. Отец легендарного Эхнатона выстроил себе великолепный погребальный комплекс в Ком-эль-Хеттан, на западном берегу Нила, напротив Карнака. Сейчас от него практически ничего не осталось - комплекс был разрушен при фараоне Мернептахе, лишь гигантские Колоссы Мемнона напоминают о его существовании. Сфинксы были обнаружены во время частичных раскопок в 1820-х годах греком Атанази (как выяснили реставраторы, он успел нацарапать свое имя между лап одного из сфинксов). Сначала их планировало приобрести французское правительство, но события Великой Французской революции помешали этой покупке. В результате по решению Николая I и с одобрения Академии Художеств сфинксы Аменхотепа III были куплены за 64 тысячи рублей русским путешественником и дипломатом А.Н. Муравьевым. 1832 год ознаменовался для сфинксов большим морским путешествием на паруснике под итальянским флагом "Буэна Сперанца" ("Добрая надежда") из Александрии в Северную столицу России. Новый дом встретил сфинксов не слишком радушно - два года они простояли во дворе Академии художеств. И только в 1834 году египетские скульптуры заняли свое нынешнее место. Новым их адресом стала только что сооруженная К. Тоном пристань на Университетской набережной. Петербург не сразу привык к иноземному слову "сфинкс": сначала мастер-каменотес Степан Анисимов обозвал их "свинцами", а позже горожане упростили их до "свинок". Несмотря на легковесное прозвище, к неведомым чудищам в Петербурге отнеслись серьезно и мгновенно окружили легендами. Например, люди считали, что сфинксы живые, они просто спят. Закрыв глаза еще в Египте после смерти Аменхотепа III, которого они, по традиции, олицетворяют, сфинксы вновь открыли их в Петербурге. Увидев мрачное северное небо, египетские гости вздохнули и снова погрузились в сон. Однако, невзирая на отстраненность таинственных зверей, жители города доверили им самое дорогое - они охраняют Петербург от наводнений. Интересен также и тот факт, что Фивы, где сфинксы сторожили усыпальницу фараона, Александрия, откуда они начали свой путь на север, и Петербург, ставший им новым пристанищем, находятся на одном меридиане в 300, известном как "Пулковский". Уреи и бородки - знаки власти - сбиты. Ходили слухи, что при неудачной погрузке на корабль в Александрии бородки и уреи откололись. Но это не так: они сбиты умышленно, очевидно, чтобы лишить царского величия олицетворения Аменхотепа III. Двойная корона символизирует Верхний и Нижний Египет. Корона на левом сфинксе сделана много позже по образцу правой. Надписи на постаментах представляют собой титулы и восхваления фараона Аменхотепа III: "Да живет Гор, могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье". "Строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод". [Девять луков - метафора, обозначавшая окружавшие Египет и подвластные ему племена. Небмаатра - тронное имя фараона. Аменхотеп (Аменофис) III -- родовое имя фараона.] Надписи были расшифрованы в 1912 году академиком В.В. Струве, кроме расположенных со стороны Невы. Их изучили позднее, сначала известный советский египтолог Ю.Я. Перепелкин, а затем его ученик, ныне профессор СПбГУ - А.Л. Вассоевич. Голова царя людей плавно переходит в тело царя зверей. Длина каждого зверя - больше пяти метров, а высота - около четырех. На фотографиях не видно, но мастерами, работавшими над скульптурами, учтены и рельефно обозначены даже некоторые мышцы на львиных телах. Мелкие детали звериных тел проработаны не менее тщательно, чем лица фараона. (На фотографиях сфинксы до реставрации)»
Отправлено: 24.10.07 23:15. Заголовок: Летний дворец Петра I в Летнем саду, Фонтанка, дома 2-4 по ее набережной:
Угловой дом 2 по Фонтанке - он же 36-ой по наб. Кутузова (Французской). Роскошная психологическая интрига вот в чём: не соседство Марсово-Летнего поля-сада, Мраморного дворца и Петропавловки напротив него, не Троицкий - самый красивый (правда, в наши дни) - мост по левую и Литейный - по правую руки... НЕВА предо мною! Именно с этой набережной (между Троицким и Литейными мостами) Нева "подаёт себя" Царственно, дозволяя акватории (безгранично) расширяться в сторону Васильевского о-ва и уходить рукавами вдоль Петроградской стороны. Здесь мы чувствуем Невский Простор, проникаемся чудом Петровского замысла, величавой красотой его исполнения. Здесь камень-гранит не гнетёт, как во дворах каменных мешков. Он здесь уместен и торжествен. В сумрачную погоду всё это (как бы) подавляет, но в солнечную - восхищает!
www.pitertour.com/griboedov.html: «Набережная Невы между Литейным мостом и Фонтанкой носит имя великого русского полководца М. И. Кутузова. Первоначально ее называли Гагаринской по находившимся на противоположном берегу складам пеньки - Гагаринскому буяну. В начале XX в. набережную именовали Французской, так как на ней (д. 10) размещалось посольство Франции. На углу наб. Кутузова и Фонтанки стоит массивный 2-этажный дом (№ 36), построенный в 1781-1784 гг. известным инженером и гидравликом Ф. В. Бауром. Дом 34 примечателен тем, что в 1860-х гг. в нем жил выдающийся русский поэт и драматург А. К. Толстой. В д. 32 в 1834-1836 гг. жил А. С. Пушкин. Здесь была написана "История Пугачева", поэт работал над организацией журнала "Современник". Раньше Пушкина, в 1832 - 1834 гг., в этой квартире жил его друг поэт П. А. Вяземский. Из д. 30, принадлежавшего дочери полководца Д. М. Опочининой, уезжал в действующую армию в 1812 г. М. И. Кутузов.
Дом 24 принадлежал А. Г. Кушелеву-Безбородко (1857- 1858 гг., арх. Р. Р. Генрихсен). Здесь размещалась известная в свое время "Кушелевская" картинная галерея, позднее вошедшая в состав Эрмитажа и других музеев. Дом 22 (1900-1901 гг., арх. Б. И. Гиршович) был реставрирован в 1985 г.
Интересна история д. 10. В 1827-1830 гг. в нем жил директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств А. Н. Оленин. В его гостеприимном доме бывали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, П. Л. Шиллинг, А. Мицкевич. В 1842-1843 гг. здание было перестроено по проекту Г. А. Боссе. Сейчас в нем размещаются различные научно-исследовательские институты Академии наук. В 1952- 1960 гг. здесь работал в основанном им Институте полупроводников выдающийся советский ученый А. Ф. Иоффе. Дом 6 - отделение издательства "Детская литература". Соседний д. 4 в конце XIX в. принадлежал известному деятелю музыкальной культуры и организатору пожарной охраны города А. Д. Шереметеву. Здание было перестроено в 1884-1885 гг. (арх. В. Г. Тургенев, В. А. Пруссаков, А. И. Гоген). С 1934 г. здесь размещаются Ленинградский дом писателя им. В. В. Маяковского и правление городской писательской организации.»
Набережная Невы у Летнего сада, 1820-е годы:
И.В.Барт "Вид Невы у Дворцовой набережной и у Летнего сада", 1810-е гг.
Отправлено: 27.10.07 01:57. Заголовок: по просьбе А.Р. - всем:
Арина Родионовна пишет:
цитата:
почему же Вы не хотите это всё написать прямо там, где фотографии? Не все же питерцы. Вот мне, к примеру, в голову не пришло сопоставить ранее размещённое с вашими фотографиями... заслуживает того, чтобы быть прочитанной всеми! Дополните визуальный ряд пояснениями, Вам жалко, что ли?
Ничуть. Т.е. было ж «Отправлено: 25.10.07 00:15. Заголовок: Летний дворец Петра I в Летнем саду, Фонтанка, дома 2-4 по ее набережной» 2-го дня (ночи) первое (водное) фото по "Кутузовской" теме - именно! - чтоб дать ВИЗУАЛЬНОЕ представление о том, как жилось свободному дворянину в нашем "каменномешке". Забегая вперёд, т.е. назад - к Летнему Саду, могу доложить: "Жилось ничего. Неплохо так жилось. Очень даже красиво." Так что всё последующее, могущее с нами, т.е. с вами, здесь произойти, преследует единственно доказательную цель на предмет до'бытого с таким трудом этого, в сущности, элементарного "Петербургского Тезиса".
Сравнивая предпредпоследние две "фоты" [Отправлено: 25.10.07 21:35. Заголовок: наб. Кутузова 24-36 - виды с правого берега Невы и Прачечного моста через Фонтанку], констатируем, что на последней запечатлены 3 балкона: от/на/у дома 36, 34 и 32. На третьем, я полагаю, Александр Сергеевич устраивался поудобнее и заводил прямо с низкого (2-го?) своего этажа знакомства-бавардаж с проходящим под ним "народом", который, нагулявшись в Летнем, променажировал "взад" - ко францюзьскому посольству, что в доме 10 и располагалося в тойное время. Идея фото-публикации №32 - проста и очевидна: донести до читателя ПСС (кстати, где оно?) А.С.Пушкина ощущение Невского Простора, который так потрясающе (для Пушкина) открылся, наконец, с брегов Невы. Прямо с пред(о)ставленного балкона его предпоследней appartement! На Фонтанке 185 простор был, но не такой: там Петербург скромный, коломенский. На Галерной - просто "мрак" и "туши свет", в буквальном смысле (Александр, видимо, хотел об этом именно своими "падающими" фотосессиями сказать, но ... не успел - Андрей "дал отмашку"). На Б.Морской - немногим лучше. Я б сказал, ещё и хуже - по причине непрерывного шума, ибо Гоголевский Невский - "в двух шагах". И вот, только к 33-му году Пушкин понимает: если уж и жить в этом ужасно-прекрасном городе, то только в доме на набережной Невы-Самой-Царицы, у Большой Воды! А квартирование позже на Мойке - (временный) паллиатив... Проклятые ... деньги! долги!.. Были б свободные средства, посадил-ба Пушкин детишек в самолёт какой задрипанный и - "к чертям ... ", лишь бы подалее из этого тлетворно-Императорского болота.
Отправлено: 27.10.07 02:04. Заголовок: Юсуповский сад на Садовой (с выходом на Фонтанку) - рядом с Вознесенским пр., т.е. Пушкинской кв.
в Юсуповском саду: Железнодороджный муз. (арх. Купинский,1902 - Баумгартен,1910) и один из Дворцов Юсуповых (Кваренги,1790-е). Именно на льду этого пруда проходили в конце XIX в. первые (Европейские) соревнования по катанию на коньках.
Отправлено: 19.11.07 11:56. Заголовок: О.Коровин "Зеленая лампа" (у Всеволожского, Театр.8); д. Кропоткина на углу Крюкова кан. (Театр.18):
"ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА", лит.-полит. об-во (1819-20). Среди его участников - Д. Н. Барков, Н. В. Всеволожский, Ф. Н. Глинка, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. П. Каверин, Я. Н. Толстой, С. П. Трубецкой, А. Д. Улыбышев (всего ок. 20 чел.). Целью об-ва было "чтение лит. произведений", однако его деятельность имела несомненно полит. оттенок. "З. л." являлась "вольным об-вом" ранней декабристской орг-ции - "Союза благоденствия".
Об-во получило свое назв. от лампы с зеленым абажуром, висевшей в зале, где за дружеским столом собирались участники. На заседаниях читались стихи (в т.ч. "стихи против государя и против правительства"), обзоры театр. жизни СПб., ист. и публицистич. статьи членов об-ва. Девиз об-ва: "Свет и Надежда". У участников были кольца с изображением лампы. Существует неск. стихотворных посланий А. С. Пушкина членам "З. л.". Полит. воззрения членов об-ва наиболее ярко выражены в стих. Глинки "Шарада" и в соц. утопии Улыбышева "Сон".
Собр. "З. л." проходили в квартире Н.В.Всеволожского на Театральной пл., 8 (мем. доска). Лит.: Модзалевский Б. Л. К истории "Зеленой лампы" // Декабристы и их время. М., 1928. Т. 1. С. 11-61; Сашонко В. Н. Под зеленым абажуром // Белые ночи: О тех, кто прославил город на Неве. Л., 1971. [Вып. 1]. С. 139-166; Литературный Петербург пушкинской эпохи: Адрес. указ. / Сост. В. Ф. Шубин // Дома у Пушкина: [Сб. ст.]. СПб., 1994. С. 100-111. (Арс; № 1). Д. Н. Ахапкин.
«СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ», тайное общество декабристов. Создано в начале 1818 в Москве, руководящий орган (Коренная управа) с авг. 1818 находился в СПб. К концу 1820 свыше 200 членов (главным образом офицеры). Устав («Зеленая книга», названная по цвету переплета; авторы Н. М. и А. Н. Муравьевы, С. П. Трубецкой и П. И. Колошин) «явной» целью «Союза» ставил распространение просвещения и лаготворительность, «сокровенной» (известна лишь членам Коренной управы) – уничтожение крепостничества и самодержавия. Управы (группы) «С. б.» действовали в л.-гв. Семёновском, Егерском, Московском, Измайловском и Конном полках. Многие видные деятели «С. б.» были активными участниками собраний общества «Зеленая лампа», Вольного общества любителей российской словесности, Общества распространения ланкастерского обучения и др.
В январе 1820 на совещании членов Коренной управы на квартире Ф. Н. Глинки (Театральная пл., 18; мем. доска) по докладу П. И. Пестеля принято решение о борьбе за установление республики в России. Разногласия между умеренным и радикальным крылом «С. б.» привели к кризису, а затем и к самороспуску (1821) общества. Наиболее активные члены «Союза» создали в 1821–22 в СПб. Северное общество, а на Юге России – Южное общество декабристов.
Лит.: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975; Принцева Г. А., Бастарева Л. И. Декабристы в Петербурге. Л., 1975; Петербург декабристов. СПб., 2000. А. Д. Марголис
Отправлено: 20.11.07 12:24. Заголовок: "Зелёная лампа" у Всеволожского:
Екатерининский кан.109 = Театральная пл.8 (дом Никиты Вс.); Н.Вс.Всеволожский (фото А.И.Деньера, 1850-е); дома 8-12 по Театральной пл. Видна бело-мраморная мемориальная доска, на которой (с трудом различаю слова) читаем: "В этом доме в 1819-20 гг. бывал А.С.Пушкин на собраниях литературно-политического кружка "Зеленая лампа". Со стороны Театральной пл. дом этот особого впечатления не производит, но с канала, из-за поворота от Львиного мостика - выглядывает очень даже нарядно, красиво, не побоимся этого крайне ученого слова, эстетично (удачно именно "угловое" решение). Предыдущая картинка Коровина - смешная, решился выставить её на обозрение по причине наличия свободного места и отсутствия в наличии более-менее адекватного эстетического решения непростой для всякого художника темы "Пушкин - Женщина - Поэзия - ПУШКИН".
Отправлено: 20.11.07 14:01. Заголовок: улица Глинки (от Никольского Морского собора - через Театральную - до Мойки):
На второй фото по правую руку - угловой дом Е.М.Хованской (Екатерингофский/Р.-Корсакова,35), где жили Всеволожские, по левую руку - напротив - дом И.А.Долгорукова (Екатерингофский,37), через 2 дома от которого - дом Брагина (Екатерингоф.,43), куда на квартиру Жуковского бегал 19-20-летний Пушкин (в этих местах они и хаживали с Василием Андреевичем разнообразными Петербургскими вечерами). Отсюда в 5 минутах ходьбы - дом Клеопина (Малая Подьяческая,12), куда поэт забирался к Шаховскому "на чердак", напротив которого - через Львиный мостик - дом Голидея (Екатерининский,97) с квартирами актеров и театральной Дирекцией (неподалеку и театральное училище).
"На Малую, милок, на Малую..." --- Явление Глинки (по левую его руку, т.е. справа от него на фото - всё те же дома 8, 10, 12 на Театр.пл.) Не знаю, как отнесётся к нашим "художествам" Михаил Иванович, а вот львам, судя по их доволльным улыбкам - понздравилось!
На Екатерининском у Театральной: Истомину - между Училищем и домом Голидея - все, кнчн ж, узнали (за львами - Офицерская, там, поблизости, жили О.Мандельштам и А.Грин; а за ней - Мойка с Юсупово-Распутинским Дворцом, Исаакиевская, Конногвардейский, НЕВА); нежный молодой человек - это режиссер Евреинов, рядом со своим т-ром "Кривое зеркало" (справа - дом с башенкой и шпилем).
Марина Заболотная. Петербургский театральный журнал, 1994, №5. Канал Грибоедова (Екатерининский), 90: Скрытый текст
«Жизнь в Коломне страх уединенна: редко покажется карета, кроме разве той, в которой ездят актеры, которая громом, звоном и бряканьем своим смущает всеобщую тишину». Кому-кому, а уж Гоголю хорошо был известен сей район Петербурга. В 1820-м году он жил на Садовой в отеле «Неаполь». Так вот: между Коломной и Сенною площадью находился редкий оазис, какой можно повстречать лишь в нашем фантастическом городе. «Волшебный край». У Никольского собора стоял великолепный Большой каменный театр. Давали страстные трагедии, оперу, балет, роскошные маскарады. Потому и жили вокруг Театральной площади поэты, драматурги, актеры. Здесь стояли дома Всеволожского, Жуковского, Глинки. В Коломне жил после окончания лицея Пушкин. «Почетный гражданин кулис» регулярно наведывался не только в театр, но пробегал чуть дальше по Екатерининскому каналу, в дом Голидея (№ 97), где была театральная типография для печатания афиш и пьес, где в бель-этаже жили Екатерина Семенова, Василий Каратыгин, Александра Колосова. К последней-то и ходил в гости шустрый, всегда веселый, артистичный Саша Пушкин. В третьем этаже того же дома находилась церковь, где отпевали великого трагика Алексея Яковлева. Через дом от Голидея (№ 93) находилось Театральное училище.
Все дороги вели к Театру. Одна из них, может, самая популярная – по набережной Екатерининского канала. Всякий, кто шел этим путем, непременно обращал внимание на большой скучный пустырь на углу Средней Подьяческой. Ветер здесь дул нещадно, пока не выстроил на этом месте коллежский советник Сац деревянный дом (Ек.,90).
Ближе к Театру шла Малая Подъяческая. Здесь, у Львиного моста, жил «на чердаке» начальник репертуарной части Петербургских императорских театров драматург и режиссер А. Шаховской. Место удобное, и к театру близкое, и до училища рукой подать. «На чердак» к Шаховскому (Мал.Под.12) Пушкина привел Катенин.
Там, где жил Шаховской в 1820-м, рядом, в 1865-м, убили старуху-процентщицу. Кто знает, может, в молодости она была с ним знакома? А на Сенной, посреди площади, стоял на коленях покаянный Раскольников — «молодой человек замечательной наружности, хотя и худо одетый. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». В петербургских трущобах между Сенным и Никольским рынками — самые грязные кабаки и притоны, самые смрадные торговые лавчонки. Где-то ближе к Коломне бродит гоголевский талисман несчастья, роскоши и смерти — дьявол-ростовщик. В год смерти Пушкина дом № 90 по Екатерининскому каналу был перестроен новым хозяином, чиновником Николаем Татариновым. Теперь это был двухэтажный каменный особняк. Таким его видели вплоть до начала нашего века, пока он не перешел во владение Первого общественного собрания и в 1907 году был перестроен по проекту О. Р. Мунца. На первом этаже теперь располагались деловые комнаты, библиотека и бильярдная. Второй же этаж занимал прекрасный театральный зал на 700 мест со служебными помещениями. Здесь выступали Анна Павлова и Тамара Карсавина, собирались на репетиции артисты труппы С. Дягилева — будущие участники «Русских сезонов» в Париже. Здесь, в Екатерининском театре, два года работала труппа Н.Г. Северского.
Но истинную славу здание приобрело во времена «Кривого зеркала», — театра малых форм, который переехал сюда в 1909 году из Литейной части (Литейный пр., 42, бывший Юсуповский дворец, ныне Лекторий общества «Знание»). Его основательница Зинаида Васильевна Холмская писала в дневнике: «Каждый раз, когда я думаю о „Кривом зеркале“, мне припоминается чудесная сказка Андерсена о чертовом зеркале пересмешника Тролля. Зеркало это, отражавшее всех и вся в карикатурном виде, однажды разбилось… Должно быть, один из осколков этого чертова зеркала попал и в меня… и заставил видеть только гримасы. Как плоски, неостроумны и пошлы опереточные отсебятины и неизменные куплеты о городских мостовых. Нет! Надо создать совершенно новый, свободный от всяких штампов веселый театр осмысленного смеха!».
С 1919 года застучали по набережной грубые сапоги. Здание кривозеркальцев стало относиться к управлению Балтийским флотом. Здесь Корней Чуковский вел литературную студию для моряков. Работали курсы журналистов. 1 июня 1920 года открылся показательный Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота. Политотдел имел в своем составе около двухсот сотрудников, собственный оркестр под управлением С.А. Самосуда, труппу артистов, группу лекторов.
Первый концерт в здании бывшего «Кривого зеркала» симфонического оркестра (составленного внушительными именами исполнителей) Балтфлота состоялся 23 июня 1920 года и был посвящен творчеству Н.А. Римского-Корсакова. Однако уже через два года оперная труппа и оркестр прекратили свое существование.
В 1924 году здесь открылась Белорусская киностудия. Странное событие! Тем более, что просуществовала «фабрика снов» вплоть до 1939 года, видела многих великих кино- и театральных актеров на съемках.
С 1939 года здание занимало конструкторское бюро «Балтсудопроект». Некогда прекрасный зрительный зал был переоборудован, балкон театра превратился в небольшие выгородки-отделы. Много раз театральные люди с тоской смотрели на это здание с мечтою возродить здесь театральное дело…
ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Петербургское Императорское, ведет историю от Танцевальной школы (1738), муз. Школы при Придворном оркестре (1740), связано с деятельностью И.А. Дмитревского по подготовке актеров из учеников московских и петербургских Воспитательных домов и прочих образовательных учреждений. По одной из версий, датой открытия ТУ (Школы) считается 1779, когда "мальчики и девушки театральные" были размещены в здании Лейб-кампанского дома на углу Миллионной ул. и Зимней канавки; по другой – 1783, когда П.А. Соймонов собрал учеников балета, драмы, оперы, музыки и театральной живописи в одной школе (дом Зейдлера, ныне Кутузовская наб., 18), имевшей в программе обучения общие для воспитанников дисциплины: музыка, танцы, пение, декламация, рисование, русская грамота, математика, французский и итальянский языки. Специализация осуществлялась в последние годы обучения. Драматический класс возглавил Дмитревский. Установка на универсальное художественное образование воспитанников стала программной с 1792-94, когда директором над зрелищами и музыкой князь Н.Б. Юсупов осуществил проект совместного обучения всех воспитанников, предложенный супругами Казасси. В училище имелась своя учебная сцена.
В 1809 разработан Устав школы, регламентировавший правила приема, организацию и программу обучения. С 1829 Петербургское императорское Театральное училище, по Положению 1829 года, разделено на мужскую и женскую части и на балетный и оперно-драматический разряды…
На рубеже 18-19 вв. школа сменила несколько адресов. В 1836 она обосновалась на Театральной (Зодчего Росси) ул. Детей набирали в возр. 9-13 лет, длительность их пребывания в училище определялась индивидуально (обычно 3-4 года) Большинство принадлежало к мещанскому сословию, но были и крепостные. Некоторые выпускники, обученные в училище нескольким профессиям, состояли одновременно на службе в балетной и драматической труппах.
Отправлено: 20.11.07 16:03. Заголовок: Коллегия иностранных дел:
Коллегия иностранных дел - Английская,32/ Галерная,21 (в 1750-60-е этот дом для Б.А.Куракина построил арх М.А.Башмаков, в 1782-3 он был перестроен Д.Кваренги, а в 1855 - еще раз, архитектором И.Д.Черником). Слева - дом 28 на Английской наб., в котором в 1830-е годы жил Всеволожский.
Отправлено: 03.03.08 19:48. Заголовок: три месяца не мог найти подобного вида - вот:
мы стоим там, где в 1831 проносился Пушкин, спеша в первую ИХ квартиру на Галерной ул. (быв.Красная) 53, или же - выбегая из неё в сторону Благовещенской площади, Конногвардейского бульвара, Адмиралтейства ...
- участник сейчас на нашем союзе - участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет