Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:
дождёшься, как же - дудок-сопелок и погремушек-свистков! Ну, на гитаре бренчал, ну, подпивал, т.е. ... подпевал (с пьяну; о! кстати, а Пушкин - умел пить?), ну мелодекламации всякие на Поэтических вечерах в Концертных Стадиумах, ну ... на бубне, пожалуй, мог, на трещетках-щетках-счетках .. В колокол, при случае ...
Сообщение: 989
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия, СП
Репутация:
2
Отправлено: 09.12.07 16:59. Заголовок: Таше - с прибавлением от 14 декабря:
Вот спасибо, Таша! Ну, не перечитывать же нам, простым смертным, хоть и математикам, ВСЕГО Пушкина да иже с ним - и только того ради, чтобы найти (это ещё надо не пропустить в ночи!) единственное души признание. Но будем продолжать - находить, информировать и ... вот:
http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=55324 : С.В. Фролов. ПУШКИНСКИЙ ПУТЬ РУССКОЙ МУЗЫКИ: КУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ Используя по аналогии с литературоведением известное определение "Пушкинского пути"1 применительно к русской музыке, мы тем самым поднимаем целый комплекс важнейших историко-стилевых проблем русской музыкальной культуры XIX-XX веков. Естественно, что в данном кратком сообщении мы лишь наметим самый узкий круг, условно говоря, культурных проблемных доминант, которые представляются наиболее актуальными в современном контексте. В данном случае таковых доминант пять - одна культурно-историческая и четыре - музыкально-стилевых или художественно-технологических. Первая из них - культурно-историческая и связана она с тем обстоятельством, что в русской музыке, а шире и вообще в русской культуре, в русской истории существует понятие "пушкинской эпохи". Как известно многие эпохи истории мировой культуры вошли в культурно-историческое сознание в связи с именем того или иного действующего лица: "эпоха Наполеона", "галактика Гуттенберга", "Каролингское возрождение" и т.д. В русской же культуре "именные" эпохи связаны с личностями правителей-преобразователей (условно говоря, "насильников") - Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Второй... Но А.С. Пушкин не был ни правителем, ни тем более, насильником, а был творцом гуманитарных ценностей. При этом в такой позиции он фактически одинок в русской истории. Нет ясно осознанного эпохального времени, связанного, например, с именами Державина, Гоголя, Льва Толстого, Набокова, Пастернака и т.п.2 Все предполагаемые в качестве персонификации какой-либо эпохи личности и все связанные с ними времена оказываются все-таки слишком "факультативными". А вот с Пушкиным связать ощущение целостной общекультурной исторической эпохи оказалось возможным! Почему?
Отправлено: 18.12.07 21:43. Заголовок: Чур, не распнуть ! П..
Чур, не распнуть ! Пишу, что читала только что: "Одна из ближайших к нам по времени попыток опровергнуть версию А.С.Пушкина была предпринята итальянским исследователем, радиожурналистом Марио Корти ..., прозвучавшей на радио "Свобода.... . На основании ныне имеющейся версии ему не составило труда доказать, что не Антонио Сальери мог бы завидовать Вольфгангу Амадею Моцарту, а Моцарт имел поводы завидовать служебныи и финансовым успехам Сальери и что сложившийся вокруг их взаимоотношений миф обязан романтическим умонастроениям европейской публики в первой трети Х1Х столетия, романтическому отношению к гению и гениальности".
Цитата: "Тексты двух из 7 передач Радио Свобода с Марио Корти о Моцарте и Сальери (без кавычек!) я в начале этой ветки уже (в октябре?) выкладывал"
Простите великодушно, не прочла. У меня совсем другой источник.
Но вот что интересно. В нашем городе в Кафедральном соборе только что установлен красавец-орган, аналогов которому, как говорят специалисты, нет не то что в России, но и во всей старушке-Европе. И такой акустики, как в Кафедральном соборе, нет ни в одном зале Европы. Наверное, это не по теме, но какая же это радость!
Отправлено: 24.12.07 09:55. Заголовок: А у нас в Питере год..
А у нас в ПитерБурхе год назад открыли новый Концертный зал (Коломна, за Театральной, между квартирами Стравинского на Крюковом и Английском). Так специалисты говорят, что такой акустики ... впрочем, Вы уже всё написали - про акустику
Отправлено: 24.12.07 22:50. Заголовок: Я-то уже был, но .....
Я-то уже был, но ... акустика-то "не передаваема" посредством текстов. Да и особенности строения ушных раковин, трубочек, молоточков... - у всех разное. И потом, звучащее и воспринимаемое нами Искусство - вещь субъективная
Отправлено: 24.12.07 22:57. Заголовок: Да и я-то была, но т..
Да и я-то была, но тогда орган был смонтирован не полностью. Всё ещё будет/Кстати, в Псковской области нет ни одного органа. Только в Печорах. Но не в монастыре. Слышал ли Пушкин орган?
« Юный Пушкин подвергается сложному воздействию со стороны лирики XVIII-го и начала XIX-го века — в том числе воздействию и со стороны лирики Жуковского. Некрасов писал Тургеневу (30 июня 1855 г.): „нельзя не заметить, что многие послания и некоторые лицейские годовщины Пушкина вышли прямо из посланий Жуковского. Пушкин брал у него — иную мысль, иной мотив и даже иногда выражение!“ Воздействие это заметно именно в стихах 1816—20 гг. и сказывается, между прочим, в усвоении мелодической манеры Жуковского — строить стихотворение на основе вопросительной интонации. Среди стихотворений 1816 г. отметим: „Певец“, „К ней“, „Послание к князю А. М. Горчакову“, „Наслаждение“, „Окно“, „Месяц“.
Стихотворение „Певец“ примыкает к тому типу „романсов“ или „песен“, о котором была речь выше. Особенность его схемы в том, что рефреном служит повторение начальных слов, так что каждая строфа получает вид кольца. Кольцо это не только чисто-синтаксическое, но и мелодическое: каждая строфа делится на две части, из которых первая развивает вопросительную интонацию нисходящего типа (т. е. с вершиной вначале), а вторая — восходящего, как бы замыкая интонационное кольцо.
1
Слыхали-ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали?
2
Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Единообразие подчеркивается еще тем, что вторая строка остается во всех трех строфах неизменной, а тем самым — и женские рифмы. Во второй строфе синтаксическое строение несколько изменено, в третьей — точный слепок с первой, даже с сохранением „когда“ в начале третьей строки.
Пушкин 1816 года занят стилизацией под Жуковского. Стихотворение „К ней“, с его обращениями — „Эльвина, милый друг!“, с его „ужели-иль“, с его, наконец, переходом из третьей строфы в четвертую, благодаря чему вопросительная интонация развертывается на пространстве двух строф, образуя каданс, — все это знакомо нам по стихотворениям Жуковского. Влияние медитативных посланий Жуковского („Послание к Филалету“) явно сказывается на Пушкинском „Послании к князю А. М. Горчакову“. Сначала вопросы являются лишь в наиболее эмоциональных местах и не развиваются в систему:
Где вы, лета беспечности недавной? ................. А мой удел... Но пасмурным туманом Зачем же мне грядущее скрывать? ................. Они прошли, но можно ль их забыть?
Но к концу вопросы сгущаются в систему и напоминают манеру Жуковского:
Ужель моя пройдет пустынно младость? Иль мне чужда счастливая любовь? Ужель умру, не ведая, что́ радость? Зачем же жизнь дана мне от богов? Чего мне ждать? В рядах забытый воин, Среди толпы затерянный певец, — Каких наград я в будущем достоин, И счастия какой возьму венец?
В стихотворении „Наслаждение“ восьмистрочные строфы образованы единством интонационного движения. Вторая строфа повторяет первую, что́ сказывается и в самом членении обеих строф: (2+2)+4. Третья строфа, кадансная, оттенена вопросительной интонацией:
Я вслед... но цели отдаленной 1), Но цели милой не достиг!.. Когда ж, весельем окрыленный, Настанет счастья быстрый миг? Когда в сиянье возгорится Светильник тусклых юных дней, И мрачный путь мой озарится Улыбкой спутницы моей?
После 1816 г. воздействие лирики Жуковского начинает ослабевать. В стихотворении 1817 г. „К Жуковскому“ Пушкин стилизует под его манеру то место, где обращается непосредственно к нему:
А ты, природою на песни обреченный, Не ты ль мне руку дал в завет любви священной? Могу ль забыть я час, когда перед тобой Безмолвный я стоял, и молнийной струей Душа к возвышенной душе твоей летела И, тайно съединясь, в восторгах пламенела?
В 1818 г. Пушкин пишет свою надпись „К портрету Жуковского“ — наступает эпоха преодоления этого воздействия: Пушкин видит в Жуковском своего учителя (см. в его письме к Бестужеву по поводу отзыва Рылеева), но — не образец для подражания. Недаром в „Руслане и Людмиле“ он пародирует „Двенадцать спящих дев“ Жуковского. Позже, в „Евгении Онегине“, Пушкин дает в словах Ленского характерную стилизацию напевного стиля:
Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? ............... Забудет мир меня; но ты Придешь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной И думать...........
Отголоском увлечения стилем Жуковского является стихотворение „Мне вас не жаль“ (1820 г.) — с его повторениями и с вопросительным кадансом. Таково же „Желание“ (1821), где стилизация под прежнюю манеру чувствуется и в появлении имени „Эльвина“, и в системе лирических вопросов:
Приду ли вновь, поклонник муз и мира, Забыв молву и жизни суеты, На берегах веселого Салгира Воспоминать души моей мечты? И ты, моя задумчивая лира, Ты, верная певица красоты, Певица нег, изгнанья и разлуки, Найдешь ли вновь утраченные звуки? И там, где мирт шумит над тихой урной, Увижу ль вновь, сквозь темные леса
и т. д.
Но характерно, что особых приемов разработки вопросительной интонации, какие мы наблюдали у Жуковского, здесь нет. Дальше Пушкин уже переходит к укреплению своего собственного лирического стиля, избегая традиционных приемов мелодизации и сообщая своему стиху ритмическую подвижность и синтаксическую простоту. Среди стихотворений 1828 г. мы находим одно — „Цветок“, — в котором неожиданно видим знакомые формы вопросительной интонации:
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге, вижу я, И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?
Но характерно для Пушкина, что вопросы эти осмыслены как вопросы и потому не имеют того чисто-напевного значения, какое мы наблюдали у Жуковского. Вводная строфа подготовляет всю эту систему, логически оправдывая самое ее появление1).
После 1820 г. Пушкин явно отходит от напевного стиля, а в наиболее типичных его стихотворениях зрелого периода характерно именно отсутствие мелодических приемов — в том числе и разработки вопросительной или восклицательной интонации („Под небом голубым“, „Не пой, красавица, при мне“, „Для берегов отчизны дальной“ и др.). Даже в стихотворении „К А. П. Керн“ (1825 г.), которое в лексическом отношении как-будто стилизовано и даже повторяет выражения Жуковского („гений чистой красоты“ — ср. у Жуковского в „Лалла Рук“ и в стих. „Я музу юную, бывало“), нет никаких вопрошаний, никаких специальных приемов мелодизации. Характерно для Пушкинской строфы, как я уже упоминал выше, постоянное совпадение синтаксического членения с метрическим, при котором интонационное воздействие остается на втором плане, а также — форма стансов, при которой каждая строфа замыкается своими пределами. »
- участник сейчас на нашем союзе - участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет