Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:
"Пушкин сегодня" встретился мне в книге М.Кучерской "Современный патерик" : "Дьякон Григорий, выпускник Литературного института, страсть как любил Пушкина. Ну просто обожал." Далее можно прочесть самостоятельно. Очень назидательное чтение, особенно для впавших в уныние. И для неунывающих тоже.
Отправлено: 15.10.07 21:47. Заголовок: А.СЕНЮТА (журнал Пчеловодство, #3 за 1999 год)
ТАЙНЫ ПУШКИНСКОГО ЛУКОМОРЬЯ Каждый русский человек помнит пушкинское Лукоморье. Это стихотворение, являясь вступлением к поэме «Руслан и Людмила», давно и навсегда выросло из его рамок и стало почти что гимном давно потерянной нами загадочной, сказочной Руси, пахнувшей медом страны. Однако поэтическая сказочность и красота «Лукоморья» не только вдохновляет и радует, но и немного смущает — в русских девственных лесах отродясь не водилось русалок и русские цари вовсе не чахли над златом, а избушки, если и были без окон, то имели, по крайней мере, двери... С чем же тогда ассоциировать лукоморские персонажи? С чем проводить аналогии? Ведь человечество за всю свою историю ничего сверхъестественного так и не придумало:любая фантазия — это открытие чего-то уже имеющегося; все выдумки фантастов рано или поздно сбываются, а любой сказочный персонаж всегда срисован с какого-либо конкретного явления или предмета. Можно с большой долей уверенности утверждать, что Александр Сергеевич «срисовывал» свое лукоморье с русского лукоморья и помогала ему в этом его добрая няня Арина Родионовна — крепостная крестьянка, для которой «неведомые дорожки» бортных ухожий были роднее родного. Итак, попробуем разгадать тайны пушкинского Лукоморья, составив своего рода путеводитель по нему, а вернее сказать — небольшой толковый словарь сказочного пушкинского языка. Лукоморье. Лука—дугообразный изгиб реки или морского берега. Река по весне неудержимо разливается, затапливая окрестности, а когда вода спадает — бесчетное число трав начинает свой бурный рост — «там тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных». Мед, собранный пчелами с такого богатейшего разнотравья русских заливных лугов, исстари славился по всему миру, был чтим русскими богатырями. Дуб зеленый. Гениальная точность — пчелы выбирают для своих гнезд именно зеленые, то есть живые деревья. Кроме того, для бортников дуб — это часто межевое, приметное дерево. Дубы-великаны стояли по границам бортных ухожий, «охраняя» лесной покой. Такие дубы жили по полторы тысячи лет и помнили многое... Златая цепь на дубе том. Понятно, что в старину золотых цепей в русских лесах было не больше, чем в наши дни. Обычные же цепи были. На них к бортному дереву подвешивались бревна, которые не давали медведю добраться до борти с пчелами. Мед ведающий хозяин леса отталкивал лапой мешающие ему бревна, те раскачивались и в итоге сбивали косолапого на землю. В лесу в то время не было такого бортного дерева, на котором не значились бы следы медвежьих когтей. Кот ученый. Это соболь, куница. Большие охотники до меда, они буквально кругами ходили вокруг дупла, пытаясь добраться до сладкого. Леший бродит. Это, конечно же, медведь-лешак, но нам думается, что и бортник, обходящий свой лес. В русском фольклоре бортники-пчеловоды всегда ассоциировались с колдунами, ведунами и т.д. Русалка на ветвях сидит. Хотя во времена Пушкина уже был изобретен первый рамочный улей, но на крестьянских пасеках он еще не появился, и все пчеловодство было бортным или колодным. Многие державшиеся старины пчеловоды продолжали размещать свои колоды-борти в кронах деревьев на специально оборудованных площадках и просто на ветвях — опустить пчел на землю казалось чем-то противоестественным. Поэтому с определенной степенью допущения можно ассоциировать русалку с дуплянкой. Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей. Это, конечно же, улей!!! И в пору колодного пчеловодства и в наши дни улей, несмотря на все происходившие с ним метаморфозы, был и остается избушкой без окон, без дверей. И сегодня пчеловоды ставят свои ульи на колышки, а во времена давно минувших дней колода часто укладывалась на рогатки. Как это понятно нам! Там королевич мимоходом пленяет грозного царя. Королевич — сын королевы (матки) — это отделившаяся часть пчелиной семьи — рой. В поисках нового жилья рой пролетает большие расстояния. Часто таким жильем оказывался дуплистый дуб — грозный царь русского леса. Пчелы, заселяясь в его дупло, легко пленяли великана. Там в облаках перед народом колдун несет богатыря. Чудес в крестьянской жизни происходило немного. Пчела была и остается самым колдовским, чудесным, загадочным, непостижимым, богоугодным, почти что святым существом. Лошадей, коров, свиней, баранов и прочую живность держали многие, но пчеловодом был далеко не каждый. Увидеть в деревенском небе медленно летящий чудной рой и посмеяться над бегущим за ним пчеловодом: «Эвон, придурок-то наш все за мухами бегает» — это было целое событие. Летящий в небе рой многим, действительно, казался колдуном, да и сам пчеловод «колдовал» изо всех сил — барабанил по кастрюле — осаживая пчел. «Богатырь» — это, возможно, трутень. До известных времен считалось, что главный в пчелиной семье именно он. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. Пчелиная матка (королева, царица, царевна) всю свою жизнь проводит в темноте золотых сотовых галерей. Пчелы верно служат своей царевне. Днем и ночью они ухаживают за маткой, нежно чистят ее и кормят. Если пчелиную семью и можно ассоциировать с каким-нибудь животным, то только с волком, которого «ноги кормят», который не дает себя в обиду, который всегда хороший семьянин, добытчик и охранник. Действительно, бурый пчелиный клуб — это бурый волк. Ай да Пушкин! Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой. Пень, колода, дуплянка, сапетка — все эти «ступы» во времена Пушкина буквально «шагали» по полям. Такие ульи имели соломенные крыши — точь-в-точь метлы. Там царь Кащей над златом чахнет. Потрясающая по красоте и точности фраза! Разумеется, она о пчелах, «дрожащих» на золотых сотах, охраняющих их и неохотно отдающих. Там русский дух, там Русью пахнет. Да. Россия действительно пахла медом. Медуши, корчаги и сытенные дворы ломились от сорокаведерных бочек, наполненных стоялыми медами. Из варяг в греки шли корабли, груженные медом и воском. В роевую пору в лесах свисало с веток превеликое множество роев, а в пнях упавших деревьев стояли медовые озера. Мед был и во дворцах и в крестьянских избах. Не брезговал медом и Пушкин: «И я там был, и мед я пил»!!! ЛУКОМОРЬЕ (невольное переложение) Сегодня — луг, а завтра — море... Река купает берега... Такое, значит, лукоморье Из века в век, во все века! Вода уйдет и травы рьяно Поднимутся и расцветут, И пчелы с этого бурьяна Нектар душистый понесут, Нальют его в златые соты, Накроют белым рушником; А соты те от непогоды Сокрыты в дубе вековом... И так по бортному ухожью Стоят великие древа И полнятся пчелиной дрожью Их золотые терема; Там борти выструганы ровно, Светлы от скобеля бока; Там на цепях лихие бревна Стражат медведя-лешака; Там соболь ходит черной кошкой — Ученым пчелами котом, Куница злится и нарошкой Царапает медовый дом; В колодах гул пчелиный слышен — Весенний ливень грозовой И помело на каждой крыше Забыто Бабою Ягой; Там по неведомым дорожкам Летит пчелиный чародей И ульи там на курьих ножках Стоят без окон, без дверей; Там пчельный рой — Кащей Бессмертный, Но жизнь его в одном яйце — Разбей его и мед несчетный Растает снегом на крыльце; Тот рой — колдун чернобородый — Свисает ниц — пчела к пчеле И от пчелиного народа Там запах меда по земле; Там запах русского простора, Раздольных заливных лугов, Там дух большого медосбора, Там песни русских мужиков! И я там был! Стоялый мед Я пил из тяжкого стакана За Русь, за русского Ивана И за пчелиный вечный род!!!
Стихи живописные, иллюстративно-сказочные. Проза - убедительный и наглядный пример тому, что из настоящего Автора стойкий Читатель может "вытащить" стоящую Интерпретацию.
Я, Нянюшка, бываю щаз в таких местах, где никада нипаймёш и ниугадаишь, чё найдёшь..)) А этот материал подогнали из московской мерии (у нас Лужок-то известный виннипуховед и медовод). Када читал - глазам не верил!
Сообщение: 595
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
0
Отправлено: 25.10.07 13:12. Заголовок: Re:
Получил сегодня письмо. Абсолютно спамно-случайное.
«Отправитель: "Наталья" <... ... ...@mail.ru> Тема: г. Санкт-Петербург гостиница Счастливый Пушкин Дата: Thu, 25 Oct 2007 04:15:35 -0500 Кому: undisclosed-recipients:;
Уважаемые гости! Сообщаем Вам о новом предложении от гостиницы в Санкт-Петербурге - "Счастливый Пушкин", по адресу ул. Галерная, 53/Английская наб., 52. При условии заезда в воскресенье - четыре ночи по цене трех! Предложение действительно до 30 ноября 2007 года.
Без доп. оплаты мы предоставляем следующие услуги: Завтрак в номер; Интернет; Охраняемая парковка; Круглосуточная служба портье.
Кроме этого мы с радостью поможем Вам в выборе общих и индивидуальных экскурсионных программ по Санкт-Петербургу и области; предоставим всю интересующую Вас информацию о культурных и развлекательных программах нашего города, а так же поможем в заказе и бронировании билетов.
Мини-отель "Счастливый Пушкин" находится в историческом центре Санкт-Петербурга, в 15-минутах ходьбы от Эрмитажа, Исаакиевского собора и Мариинского театра. Расположенный в особняке Потемкина, построенном в первой половине ХVIII века, мини-отель "Счастливый Пушкин" гармонично сочетает современный комфорт и атмосферу Пушкинской эпохи. А.С. Пушкин жил здесь с октября 1831 по май 1832, это были первые счастливые годы его супружества. Ближайшие станции метро Невский пр./Гостиний Двор - 10 мин на маршрутке ... ... или Сенная/Садовая - 10 мин на маршрутке ... ... ...
Одноместный номер (2500 руб.) Комфортные одноместные номера оборудованы удобной одноместной кроватью, комодом с зеркалом и шкафом, вся мебель выполнена из натурального дерева. Для удобства Вашего проживания в номерах установлены ЖК-телевизор и телефон. По возможности сохранена историческая отделка помещения с высокими потолками и лепниной. В ванной комнате современная сантехника, душевая кабина, необходимые туалетные принадлежности, фен, махровые халаты. Площадь номера – 15 кв.м.
Двухместный номер (3500 руб.) Вас обязательно порадует обстановка и комфорт двухместных номеров с высокими потолками и сохраненной лепниной. Планировка включает элегантную мебель из натурального дерева - большую удобную кровать, застеленную натуральным сатиновым бельем, комод с зеркалом, стол, шкаф, кресла. Также номера оснащены ЖК-телевизором и телефоном. Оборудование ванной комнаты включает в себя современную сантехнику, ванну, необходимые гигиенические наборы, фен и махровые халаты. Площадь номеров – 20-30 кв.м.
Полулюкс (6000 руб.) Вас непременно очарует интерьер и планировка двухкомнатных номеров "люкс". Все номера категории люкс имеют спальню с одной широкой кроватью и комодом с зеркалом натурального дерева, а также гостиную с мягкой антикварной мебелью. Кровать застилается натуральным сатиновым бельем. В номерах установлены ЖК- телевизоры и телефоны. Элегантность номера подчеркивает сохраненная историческая отделка, высокие потолки, лепнина и даже, в некоторых номерах, изразцовые печи. Ванные комнаты оборудованы ванной и биде, для вашего комфортного пребывания есть все необходимые туалетные принадлежности, фен и махровые халаты. Площадь номера – 40 кв.м.
Сообщение: 629
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 26.10.07 00:06. Заголовок: Re:
Вот это да! Я, честно говоря, когда Гуан поместил в этой ваточке рекламку этой гостиницы, решила, что это какая-то хитрая доновская придумка. Ан нет! Прекрасно, что людям предлагают заночевать в доме, где протекли счастливые годы супружества! Могли ведь и в Болдино отправить! Там ведь счастливые дни творчества! О! Надо болдинцам предложить (недораhа, как раньше цыганки на рынках кричали) открыть отель под рабочим названием "Творческий". И в перечень услуг - банька по-чёрному "Мыслегрев", конно-санные (в зависимости от времени года) туры по окрестностям "Очей очарованье", и, наконец, вечер в доме за столом, за которым сиживал Сам - "Талантоперетеканье". Что-то в этом роде! Ведь мимо золотой жилы ходют несчасные болдинцы! А могли бы озолотиться!
Отправлено: 30.10.07 15:16. Заголовок: "Первый блин" 1 апреля 1999 (наш внештаткор. Ирина Роальдовна Балинская):
Как-то в Ленинке, просматривая газеты за 1915 год, я увидел публикацию завещательного распоряжения графа Аракчеева, умершего в 1834 году. Перед смертью он положил в государственный банк 50 тысяч рублей, предназначенных как премия победителю конкурса на самый лучший, самый полный труд об Александре Первом. По завещанию конкурс был объявлен в 1915 году – к этому времени сумма вклада вместе с процентами превышала 800 тысяч рублей. Итоги конкурса должны были стать известны в 1925 году. Я задумался, почему работу о своем благодетеле граф заказал не сразу, ведь по официальной версии Александр умер в ноябре 1825 года. Логично предположить, что не только в 1825, но и в 1834 году он был еще жив и его жизнь окутывала такая тайна, что только через сто лет можно было снять ее покровы. Я сразу вспомнил слухи о сибирском старце Федоре Кузьмиче и решил попробовать распутать эту историю. Замечу – совершенно бескорыстно, так как вклад Арачеева, как и все другие, был реквизирован Советами после революции. В ходе этой работы я обнаружил, что загадка жизни и смерти Александра I тесно связана с загадкой Пушкина. Гипотеза моя – достаточно сумасшедшая, чтобы быть верной. Судите сами… ДВА АЛЕКСАНДРА, ИЛИ ВЕЛИЧАЙШАЯ МИСТИФИКАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Скрытый текст
САМОДЕРЖЕЦ ПОНЕВОЛЕ Первенец Павла I Александр, любимый внук Екатерины Великой, воспитанию которого она уделяла очень много внимания, готовился бабкой для престола в обход его отца. Ученик француза Лагарпа, Александр вырос вольтерьянцем и либералом. Но, будучи мягким по природе человеком, он желал угодить всем близким и был вынужден постоянно играть какую-то роль, носить какую-то маску. С отцом и Аракчеевым он – офицер, муштрующий своих солдат, с друзьями – революционер, с бабушкой – юный государственный деятель. Он не хотел брать на себя тяготы управления государством и присягнул отцу, признав его законным императором, – и в то же время дал согласие Екатерине принять престол. Друзьям же 19-летний Александр говорил, что, если его будут принуждать сесть на трон, он скроется в Америке. Но смерть Екатерины и тирания Павла I заставили его изменить решение. 27 сентября 1797 г. он пишет своему воспитателю Лагарпу: "Мое отечество находится в положении не поддающемся описанию… Вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ея сделаться в будущем игрушкой в руках каких-либо безумцев". Он хотел своею самодержавной властью произвести в России демократическую революцию и, когда будет принята Конституция и страна выберет своих представителей, ликвидировать эту самодержавную власть. После убийства заговорщиками Павла I Александр принял корону и вместе с друзьями стал работать над своей главной идеей – ликвидации произвола в России: как произвола в управлении государством, так и крепостного произвола. Но огромная неповоротливая государственная машина отторгала все эти начинания. Наполеоновские войны заставили отложить осуществление главных реформ: Аракчеев убедил Александра, что подобная "революция" подорвет мощь государства, и война будет проиграна. Молодые либералы вынуждены были отступить перед партией консерваторов. В 1815 году, после победы над Наполеоном, триумфатор Александр I впадает в хандру. Он, либеральнейший из либералов, мечтал дать родине свободу, а в результате Конституцию получили Польша и Финляндия, а Россия только аракчеевские военные поселения. Он был мирным человеком, но несколько лет ему пришлось быть Главнокомандующим, причем даже любимая сестра настаивала, чтобы в 1812 году он уехал из армии в Петербург, полагая, что там он принесет меньше вреда. И Наполеона победил не он, названный в честь Александра Македонского и все-таки мечтавший о военных лаврах, а русский мороз и народ. Он мечтал о семейном счастье, о наследнике, но болезненная императрица Елизавета не подарила ему сына, а дочери умерли в младенчестве. Любимая же дочь Сонечка (от фаворитки Нарышкиной) называла отцом мужа своей матери…
РУССКИЙ БАЙРОН И тогда, чтобы развеять сплин императора, забавник Василий Львович Пушкин предложил этакую игру – создание великой литературы. Образованнейший Василий Львович объездил всю Европу, собрал великолепную библиотеку, познакомился со многими зарубежными литераторами, в том числе Байроном, которого при жизни называли гением. Именно Байрону и отчасти Мицкевичу предстояло стать крестными отцами гения русской литературы. Великая русская литература нужна была Александру, чтобы сформировать новое, свободолюбивое сознание нации. Он понял, что изменить Россию сверху невозможно. Крепостное право и абсолютизм делали рабами не только крестьян, но и их хозяев. Нужно было воспитать новое поколение свободных людей, которые через несколько лет, придя к власти на всех уровнях, смогут не только понять и принять реформы, но и сами будут проводить их на разных уровнях. С этой целью был, в свое время, основан Царскосельский лицей. Но Лицей воспитывал пару десятков человек, а нужны были десятки тысяч. Лучше, чем литература, воспитать их никто не мог. Ведь одно "возмутительное" стихотворение, в списках облетевшее Россию, могло сделать больше, чем все лекции уважаемых профессоров. Возглавить "процесс" должен был великий поэт – русский Байрон, такой же талантливый и вольнолюбивый. А так как его не было, его было необходимо создать. Стихи русского Байрона должны быть не только хороши сами по себе – над их автором должен сиять ореол страдальца, гонимого борца с самодержавием. Тогда и уездные барышни, и аристократки, и гусары, и архивные юноши станут ночами переписывать их... Итак, как раньше для написания Конституции была организована Тайная комиссия во главе со Сперанским, о работе которой не знали даже придворные, так для создания великой литературы был созван комитет под кодовым названием "Пушкин". Почему была выбрана фамилия "Пушкин"? Отчасти потому, что идея была Василия Львовича Пушкина. Отчасти потому, что когда-то был известен боярин Пушкин – всем бочкам затычка, и ленивые россияне на вопрос "Кто это будет делать?" отвечали: "Пушкин!" Имя Пушкину дали, естественно, в честь отца-императора – Александр. В комитет вошли все более-менее известные литераторы того времени с прозападной ориентацией: Жуковский, Батюшков, Языков, Грибоедов, Вяземский, Баратынский, позже Дельвиг, Веневитинов и многие другие. Стоило появиться молодому таланту, как его приглашали на заседания так называемого "Арзамаса", где литераторы обсуждали произведения и решали, кого увенчать лаврами: лучшие работы получали как бы знак качества – подпись "Пушкин". Игра захватила молодых писателей. С воодушевлением они стали придумывать имидж Пушкина. Безусловно, он должен быть русским, но с примесью какой-то иноземной крови: иноземцев в России всегда ценили выше. Родичи его – после 1812 года – не могли быть французами; англичан в обществе тоже недолюбливали; немцы после Павла стояли костью в горле... Пусть он будет эфиоп! И иноземец, и экзотика, и поди проверь! Заказали курчавый парик, которым "короновали" автора лучшего произведения. Русскую же народную идею должна была олицетворять няня Арина Родионовна. Списки стихов, подписанные "Пушкин", расходились по России, и имя становилось популярным. Рассказывают, что однажды в комнату, где за бутылкой аи заседали стихотворцы, зашел посторонний. Расшалившиеся поэты стали представлять ему Пушкина. Смущенный Грибоедов с курчавым париком на голове, растерявшись, протянул руку: "Александр Сергеевич". Так поэт получил и отчество. Но, во избежание повторения подобных казусов, Александр I принял решение: Пушкина в Петербурге быть не должно. И вот он сначала в закрытом Лицее... Кстати, помните: "Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил"? Это многозначительное НАС говорит о том, что престарелый классик знал об игре и она ему нравилась. Замечу кстати, что веселой пародией именно на эту вполне серьезную игру стало в 50-е годы создание А.К.Толстым и братьями Жемчужниковыми образа Козьмы Пруткова.
ПУШКИН – ЭТО НАШИ ВСЕ Чтобы о молодом поэте заговорили, нужно было большое яркое произведение. Поэма Жуковского "Руслан и Людмила", напечатанная за подписью Пушкина, была встречена на ура, и добродушный Василий Андреевич только улыбался, когда говорили, что его звезда пошла на закат и что взошла новая – Пушкин. Он даже подписал свой портрет – "Победителю ученику от побежденного учителя", что укрепило "пушкинскую" версию, и никто не стал разбираться, почему Людмила так похожа на Светлану. Вскоре после этого Пушкина, как поручика Киже, отправляют в ссылку на юг, а оттуда, без заезда в столицу, в Михайловское. Поводом для всех послужила "Гавриилиада", пожертвованная озорником Василием Львовичем на благо общего дела. Вообще ссылка – очень важная часть образа гонимого великого поэта, но это еще и путешествия. Прототип Пушкина Байрон считал, что поэт становится великим лишь тогда, когда отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, а не только жизнь салонной аристократии. Сам Александр I значительную часть жизни провел в поездках по стране и Европе. В длительные путешествия были посланы и многие поэты: Раевский с отцом инспектировал южные губернии, Баратынский был отправлен в Финляндию, Даль в Оренбургские степи... Каждый из них возвращался полный впечатлений, с произведениями, лучшие из которых стали пушкинскими. Романтик, "демон", как его называли в обществе, Раевский привез "Цыган", "Бахчисарайский фонтан", "южные" стихи, Даль – фольклор, прозу, в том числе "Капитанскую дочку", Вяземский и Баратынский – элегии и начало "Евгения Онегина", точнее, его замысел. Ведь "Онегин" – это плод коллективного творчества, и каждый из многочисленных авторов стремился оставить в нем свой автограф. "Авторские" отступления, идея которых заимствована у Байрона, подтверждают это. "Второй Чадаев, мой Евгений…" – это подпись Чаадаева. "…Он уверен, что там уж ждет его Каверин" – автограф гусара Каверина. Другие авторы обнаруживаются не так явно, но очевидно, например, что кусок "Я помню море пред грозою" написан Раевским, влюбленным в графиню Воронцову, которая обожала гулять по берегу моря – ее даже наядой прозвали. Бал у Лариных, где присутствует "Буянов – мой сосед", описан В.Л.Пушкиным. Десятая, зашифрованная глава касалась в основном истории создания "Пушкина", говорила о людях, с ним связанных, в частности о декабристах.
КРИЗИС ЖАНРА 1825 год оказался переломным для всех "Пушкиных". Первому надоела эта игра Батюшкову: все-таки ему пошел уже пятый десяток, у него было свое имя и свое место в литературе. Идя навстречу царским пожеланиям, он готов был подписывать часть своих элегий именем Пушкина, но самое дорогое для себя произведение – драму "Борис Годунов" хотел опубликовать под своим собственным. Александру же эта могучая драма была особенно нужна для создания образа гениального юного поэта. И, хотя все "Пушкины" давали слово чести не разглашать тайну, Батюшков не выдержал. Он стал везде говорить: "Пушкин – это я. "Бориса Годунова" я написал". Власти объявили, что у него раздвоение личности, и как умалишенный он был отправлен в Вологду под надзор родных. Удар по хрупкой психике поэта оказался роковым, он так и не оправился от него и впоследствии действительно окончил свои дни в сумасшедшем доме. Это был урок для остальных членов кружка. Неудивительно, что никто никогда больше не заикался на эту тему. Грибоедов специально для "Пушкина" написал "Горе от ума", но пьеса очень не понравилась Александру I. Не понравилась ерничаньем над святыми для Александра идеями. Ведь замысел "тайных обществ" исходил от него – они должны были стать противовесом аракчеевщине, опиравшейся на значительную и влиятельную часть общества. Александр, глава государства, не только не мог сломать эту инертную государственную машину – Российскую империю, но не мог даже по своему усмотрению "порулить". Поэтому "тайные общества", так же, как и литература, должны были подготовить новых людей для воплощения новых идей. Стукачи отправляли в столицу доносы, в подробностях докладывая, кто входит в какое общество, что и когда готовится. Доносы поступали через Аракчеева к царю и оседали в ящике его стола. На вопрос Аракчеева, почему император не хочет судить "заговорщиков", Александр отвечал: "Тогда пришлось бы судить и меня". Он возлагал большие надежды на этих людей, а грибоедовский пустышка Репетилов, теоретически один из будущих декабристов, заявляет, что вся деятельность общества – "шумим, братец, шумим". Грибоедов, после неприятного разговора с царем, порвал связь с кружком и был отправлен на Восток в качестве посланника. Умирает юный Веневитинов, писавший проникновенные лирические стихи. Казалось, судьба "Пушкина" решена. Но тут в нее прямо вмешивается Александр I.
КОМУ КОРОНАЦИЯ, КОМУ РЕИНКАРНАЦИЯ… Для царя 1825 год был крайне тяжелым в личном плане: умерла его любимица Сонечка, врачи предупредили, что императрице Елизавете осталось жить несколько месяцев. А у Николая Павловича в 1818 году родился сын – единственный, кто в следующем поколении мог по праву претендовать на престол. Бремя власти Александру опостылело, он хотел "покоя и воли" и даже как частное лицо купил домик в Ореанде, обещая жене, что после отречения они там поселятся. Передача власти брату Николаю подготовлена. (Константин из-за любви к прекрасной полячке отказался от короны, к которой так рвался Николай.) Но Николай боялся непостоянства Александра. А ну как он передумает и устроит переворот в свою пользу? Александр Романов опасен и в Ореанде. Его надо держать на виду, но как Романов в столице он еще опаснее! И вот, чтобы успокоить брата, Александр решил стать Пушкиным. Отныне Пушкин будет жить в столице и сам руководить созданием великой литературы. О смерти Александра 19 ноября 1825 года в Таганроге написано много. Коротко напомню главное. Общеизвестно, что покойник в гробу был совсем не похож на императора и что гробница его при вскрытии оказалась пустой. Считается, что Александр на яхте скрылся из Таганрога, а после смерти жены в мае 1826 года вернулся в южное имение своего друга Остен-Сакена. Вероятно, оттуда его, заросшего бородой и в курчавом парике, доставили перед коронацией Николая 8 сентября 1826 года в Москву. Генерал Дибич отвез его в Чудов (Николаевский) дворец к новому императору. Николай, поговорив наедине с братом два часа, вывел его к царедворцам со словами: "Господа, вот вам новый Пушкин. О старом забудем". Чтобы держать брата под контролем, Николай стал личным цензором Пушкина. "Новый Пушкин" очень изменился: из озорного вольнодумца он стал государственником и своей поэзией намерен был направлять деятельность нового царя. Это была жертва, но зато теперь Александр мог жить частной жизнью, которой был лишен с детства. Он немного потерял голову – балы, театры, игра. Но если раньше он играл просвещенного государя, то ныне он играл поэта. Правда, у него не всегда получалось, и многие отмечали его надменность в общении с людьми, не принадлежащими к высшему свету. Исключение составляли литераторы. Он искренне радовался чужому таланту. Везде он появлялся вместе с огромным Вяземским, отчего казался ниже своего среднего роста. Многие, знакомясь с ним, удивлялись, каким старым было лицо 27-летнего поэта. Неудивительно, ведь ему было под 50. И для своего возраста он выглядел прекрасно, несмотря на уродовавшие лицо бакенбарды. Кто-то писал, что они были приклеены…
"ДА ЩЕЙ ГОРШОК, ДА САМ БОЛЬШОЙ" Через полгода после смерти жены увлекающийся Александр сватается к хорошенькой Софье Федоровне Пушкиной, одной из знаменитого донжуанского списка Пушкина. Это тоже часть имиджа поэта, навеянная Байроном. Чтобы Пушкин выглядел настоящим Дон Жуаном, всем "Пушкиным" пришлось сложиться. В список вошли музы Раевского, Вяземского, Веневитинова и т.д. и т.д. И, конечно, самого любвеобильного Александра. Сватовство не вызвало понимания ни в семье невесты, ни во дворце. Надо работать! Александр требует от членов кружка поэзии и прозы, подтверждающей целесообразность просвещенного самодержавия. Пример нового подхода – "Полтава" Жуковского, восприимчивого к этой идее. Не заводя собственного дома, Александр ездит по стране: то навещает Раевского на Кавказе во время военных действий, увозя с собой замечательные стихи, то приезжает в Москву, то снова появляется в столице. И повсюду за ним следует негласный полицейский надзор: царь не собирался пустить жизнь брата на самотек. Но уследить за Александром нелегко. Ему рекомендовано жениться: одинокий человек слишком независим. Да он и сам готов к женитьбе, ему хочется простого человеческого счастья. Наконец он может сам выбрать себе невесту. И он выбирает… Первую красавицу, почти девочку – Натали Гончарову. Ему резко отказано. Но, вероятно после вмешательства двора, мать Натальи Николаевны в 1830 году дает согласие на брак. В предвкушении медового месяца Александр едет в Болдино, чтобы поработать над кипой рукописей, переданных ему литераторами. Надо выбрать из них лучшие, пушкинские. Может оказаться, что в ближайшее время будет не до редакторской работы. В результате за три месяца Болдинской осени была создана целая библиотека прозы, поэзии, критики… Надо сказать, что Пушкин никогда не позволял критиковать друзей – ни Вяземского, ни Баратынского, ни Батюшкова. Еще бы, это все равно, что позволять говорить гадости о самом себе. И вот началась счастливая семейная жизнь. Правда, юной жене, несмотря на рождение почти подряд четырех детей, хочется танцевать, блистать на балах. И Александру приходится смириться и даже (это ему-то, бывшему императору!) надеть камер-юнкерский мундир. Сашка, Машка, Гришка, Наташка радуют, но… Быть просто счастливым не удается.
"Я ПАМЯТНИК СЕБЕ…" Критики пишут, что Пушкин – вчерашний день литературы. Выросшие под сенью его имени поэты хотят быть сами собой. К 1834 году "Пушкиных" осталось немного: Жуковский, Вяземский, Даль и, конечно, сам Александр. Даль, проработав 7 лет секретарем оренбургского губернатора, пишет прозу, навеянную Оренбургской степью: "Капитанскую дочку" и "Историю Пугачева" (совместно с Александром). Вяземский пишет философские стихи, элегии. То, что опубликовано за его подписью, практически не отличается от того, что мы привыкли называть поэзией позднего Пушкина. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. Сейчас трудно сказать, чье перо написало эти строки, – важно лишь то, что Александр посчитал их пушкинскими, потому что они были так близки ему! Александр задумал уйти в монастырь. Дело уже сделано, и в 1836 году Александр, в подражание Державину, пишет свой "Памятник". Проанализируем некоторые его строки. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" – это русская литература. "Вознесся выше он… Александрийского столпа" – Александр знал, что его роль в создании великой литературы, в этой культурной революции куда более значительна, чем в победе над Наполеоном, в честь которой воздвигнут был памятник перед Зимним дворцом. "И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит". Конечно, вся русская литература выросла из Пушкина, так же, как почти все поэты начала XIX века были его "родителями". Но вряд ли Александр ожидал, что его роль в литературном процессе останется неизвестной почти два века. О разглашении тайны не могло быть и речи, пока были живы люди, заинтересованные в ее сохранении (так, дочь Пушкина Мария Александровна дожила до 1919 года). А к юбилейному 1925 году только самоубийца взялся бы объективно писать в России о царе.
"ОБИТЕЛЬ ДАЛЬНЯЯ" Но вернемся к Александру. В глубокой депрессии он пишет: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана… Ему собственная жизнь кажется совершенно бессмысленной. Но его духовник архимандрит Фотий отвечает ему: Не напрасно, не случайно Жизнь нам Господом дана… Этот момент, вероятно, и становится поворотным в судьбе Александра. Пройдя в своей жизни этапы неверия, мистицизма, масонства, он решает остаток жизни посвятить Богу. Царь Николай не против: монах ему не опасен. Набожная Наталья Николаевна смогла понять мужа. Пообещав брату позаботиться о его семье, о детях, Николай организовал его "смерть". Как можно было моментально умереть в то время? Ну конечно, на дуэли. Фиктивная дуэль с фиктивной смертью могла быть только с человеком, знавшим, кто такой Пушкин. Это мог быть либо кто-то из "Пушкиных", либо кто-то из семьи. Идеально на эту роль подходил муж свояченицы – молодой повеса Дантес. Ни Дантес, ни его опекун барон Геккерен после дуэли не пострадали от царского гнева. Впоследствии родственники Пушкина и даже его дети поддерживали отношения с "убийцей". У "смертного одра" в доме на Мойке были почти все "Пушкины". Владимир Иванович Даль, имевший медицинское образование, изображал врача. Чтобы удостоверить для публики тяжесть положения, приехал придворный врач Арендт. Было ли при отпевании в дворцовой церкви в гробу чье-то тело или там лежал муляж с восковой маской, сейчас сказать невозможно. В первых числах февраля 1837 года закрытый гроб в сопровождении только слуги и Тургенева был отвезен в Святогорский монастырь и захоронен. На церемонии погребения не было никого из членов семьи. Александру нравился маленький старинный Святогорский монастырь, но Николай не позволил новопостриженому монаху Феодору остаться рядом со столицами, где бы он мог хоть изредка встречаться с друзьями и родными. Возможно, причиной была ревность – Николай был увлечен Натальей Николаевной. Он опекал ее и детей Пушкина; но когда младшая дочь, Наталья Александровна, вышла замуж за принца Нассауского, ей и ее детям был запрещен въезд в Российскую империю. Это можно объяснить тем, что, как внуки императора и дети принца, они по российскому законодательству могли претендовать на престол. В марте 1837 года в Сибири объявился старец Федор Кузьмич. То, что нам известно о нем, позволяет отождествлять его с Александром. К старцу приезжали инкогнито очень важные гости. Он поклонялся Божьей Матери, культ которой проник в Петербург в начале XIX века. Отмечу одну деталь: заседания общества "Новый Израиль", основу которого составляли бывшие масоны, посещала и фаворитка Александра I Мария Антоновна Нарышкина. Старец прославлял архимандрита Фотия, духовника бывшего императора. И главное, Федор Кузьмич никогда не исповедовался.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА Могилу старца посетили великие князья, будущие императоры Александр II и Николай II. У Александра III висел его портрет. После смерти таинственного старца в его келье нашли зашифрованную записку. После ее публикации многие исследователи пытались ее расшифровать. К.В.Кудряшов обнародовал в 1923 году в Петрограде свой вариант расшифровки: "Се Зевес Е.И.В. Николай Павлович без совести сославший Александра От него аз нынче Так страдающ От чего аз ныне брату вероломну вопию Да возсия моя держава 1837го мар 26го" Нет, не зря Аракчеев назначил огромную по тем временам сумму за наиболее полную биографию Александра I. Она позволила бы развеять множество легенд, разгадать массу загадок и мистификаций, в том числе величайшую – Пушкина.
Отправлено: 29.11.07 21:43. Заголовок: Да, это номер один. ..
Да, это номер один. Лучше не бывает... Но всё же Майю Александровну Кучерскую почитывайте. И не только "Современный патерик", но и шумящий "Бог дождя". Она, Кучерская, право, того стоит. Потом мне спасибо скажете.
- участник сейчас на нашем союзе - участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет