Темы, на которые стоит заглянуть:

Стихи, иллюстрации, фильмы, анекдоты о Пушкине »»»
Ссылки на сайты, посвящённые Пушкину »»»
Хроника преддуэльных дней »»»
Все сообщения в стихах »»»
О лицеистах »»»



Пушкин
Это не пушкиноведческий форум

Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:

«Нас было много на челне;    Иные парус напрягали,    Другие дружно упирали    В глубь мощны вёслы. В тишине    На руль склонясь, наш кормщик умный    В молчаньи правил грузный чёлн;    А я – беспечной веры полн –    Пловцам я пел… Вдруг лоно волн    Измял с налёту вихорь шумный…    Погиб и кормщик и пловец! –    Лишь я, таинственный певец,    На берег выброшен грозою,    Я гимны прежние пою     И ризу влажную мою    Сушу на солнце под скалою».    А.С.Пушкин, «Арион», 1827 год.

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 4
Зарегистрирован: 25.08.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.07 17:12. Заголовок: Пушкинские чтения в Тарту


КАЖДОМУ НАРОДУ СВОЙ ПУШКИН*

ЯАН КАПЛИНСКИЙ

Пушкин - классик. Классики - это самые выдающиеся из писателей, их имена из имен собственных стали именами нарицательными. Классик достиг совершенства, лучше него писать просто невозможно. Можно писать (почти) как Пушкин, но не лучше него. Классики, как Пушкин - это абсолютные мерила поэтического мастерства, идеал, к которому мы стремимся.

Примерно с таким отношением к Пушкину мое поколение столкнулось в школе и вне школы в советское время. Советское время, как хорошо известно, любило классиков в той же мере, в какой оно не любило живых писателей. Оно не могло не пытаться создавать своих "живых классиков", но уже в самом понятии живого классика таился зловещий парадокс, само понятие иногда было равносильно смертному приговору - достаточно вспомнить о судьбе Маяковского или Фадеева. Это подтверждает идею о том, что настоящим классиком может быть лишь мертвый писатель, как в Америке хорошим индейцем, по мнению некого генерала, мог быть лишь мертвый индеец.

Такое понимание концепта "классик" характерно для определенного типа культуры, в случае Пушкина - представленного русской культурой его времени. Эта культура обладала нишей, местом, предназначенным именно для классика. Эта культура, конечно, не существовала в изоляции, она имела свои глубокие корни, но развивалась и под влиянием тогдашних культурных "парадигм" и эталонов, господствовавших в Европе. Мы можем говорить о парадигмах "классицизма" и "романтизма" и о культурах-эталонах - античности и современной Франции, а также Англии и Германии. Элементы других культур, включая русскую народную культуру, использовались в том же духе, как романтические поэты Франции или Германии использовали подобные "экзотические" элементы. В парадигме строгого классицизма чужая культура, l'Autre, отвергалась полностью, литература должна была существовать в ограниченном, закрытом пространстве стилизованной псевдоантичности.

Переход к парадигме романтизма, по моему убеждению, - процесс продолжительный и нескончаемый; в чистом виде эта парадигма вообще не существует. Романтизм - революционное движение, своего рода перманентная революция, а революция - всегда революция "против чего-то". Без классицизма (в широком смысле этого слова) романтизма быть не может. Подобные явления, их чередование и сосуществование характерны и для некоторых незападных культур; вероятно, характерны для культуры вообще. Из понимания романтизма как бунта, как движения против классицизма вытекает и необходимость их - не всегда мирного - сосуществования.

Именно такова была ситуация в русской культуре пушкинского времени, отразившаяся в его творчестве. У Пушкина, как и у его западных современников - романтических поэтов - мы находим много образов из уходящего в прошлое классицистического репертуара: тут и античные боги, и герои, и обязательные архаизмы. В то же время в поэзии зрелого Пушкина этот классицистический пласт уже интерпретируется по-новому. Античный поэт Арион у Пушкина - уже прообраз трагического поэта-романтика. Написанное по образцу Горация стихотворение Exegi monumentum вводит элементы, чуждые классицизму. Непокорная глава поэта, поднимающаяся выше александрийского столпа, не вписывается в старую парадигму, как и упоминание народов, которые в той парадигме представляли l'Autre, т.е. некультуру.

Пушкин существует в этих соперничающих парадигмах не только как субъект, как автор, но и как объект, как феномен, элемент культуры, подверженный различным осмыслениям, интерпретациям и оценкам, включая самооценку, как в упомянутом стихотворении о памятнике. Можно сказать, что не существует одного единственного Пушкина как феномена культуры. Есть много Пушкиных. У каждой эпохи, у каждой системы свой Пушкин. Есть Пушкин - классик, основатель настоящей русской поэзии и ее непревзойденный, абсолютный мастер. Есть Пушкин - романтический герой-бунтовщик. Есть Пушкин - русский патриот. Есть Пушкин - донжуан, герой множества непристойных анекдотов. Есть Пушкин - любимец великосветского аристократического общества и Пушкин - отшельник, наслаждающийся тишиной осенней деревни. Есть Пушкин официальный и даже официозный, и Пушкин неофициальный. К тому же есть Пушкин для русских и Пушкин для нерусских, Пушкин для иноверцев России и "ближнего зарубежья" и Пушкин для читателей "дальнего зарубежья". Конечно, Пушкин для французского читателя - не совсем тот же Пушкин, которого знают и почитают китайские читатели. У каждого народа свой Пушкин. Все эти Пушкины играют свою роль в литературных, культурных и даже политических процессах и играх своего времени. Все Пушкины суть или были кому-то нужны.

Образ Пушкина-классика имеет свои корни в представлениях европейского классицизма и романтизма. Но эти представления, в свою очередь, возникли под влиянием католических представлений о святых, людях, обладающих особой благодатью, святостью и имеющих особые отношения с Богом. Мы, простые смертные, не можем соревноваться со святыми в святости. Мы можем лишь им поклоняться, учиться у них и просить их о помощи. Романтический гений - это секуляризованный святой. Подобные представления о святых не чужды и православию.

Таким образом, в России имелись все предпосылки для возникновения культа Пушкина. Как известно, в каждой местности, у каждого порядочного народа должны иметься свои святые. У французов - Жанна д'Арк, у испанцев - Сантьяго, у литовцев - Святой Казимир, у русских - Святой Георгий. Для национального самосознания свои святые в свое время были и, до некоторой степени до сих пор являются необходимыми символами, как в наши дни ядерные бомбы или ракеты дальнего радиуса действия. Во время смены классицистической парадигмы романтической таким же необходимым национальным символом стал свой гений, свой великий, непревзойденный поэт.

В начале XIX столетия Россия достигла больших успехов в экономике и политике. Русские офицеры и мужики одержали победу над непобедимым до тех пор Наполеоном, и казачьи сотни вошли победителями в Париж. В России, как нередко в истории, не было недостатка в героях войны, но был недостаток в своих культурных героях, в гениях. Этот пробел триумфально восполнил Пушкин. Россия получила своего гения. Через сто лет после его смерти в наших учебниках было написано, что в число величайших литературных гениев человечества, наряду с Шекспиром, Кальдероном, Гете и Данте, без всяких сомнений, входит и Пушкин.

Таким образом, Пушкин стал своего рода драгоценностью в короне Российской империи. Это был, конечно, официальный и официозный Пушкин, не Пушкин - донжуан или Пушкин - инакомыслящий, один из предтеч мирного сопротивления русской творческой интеллигенции властям.

Этот последний Пушкин, естественно, был ценим другими представителями той же инакомыслящей или свободомыслящей интеллигенции. С этим Пушкиным знакомит своих читателей, в том числе и эстонских школьников, Юрий Михайлович Лотман. Очевидно, что Пушкин-оппозиционер имел больше шансов быть понятым и принятым ими, чем казенный Пушкин - национал-патриот.

Вполне можно представить себе, что и Пушкин-европеец может в будущем сыграть свою роль в русской культурной политике. Это совсем не очевидно в отношении еще одного, фривольного Пушкина - Пушкина-донжуана, автора "Гавриилиады", которому приписываются и некоторые порнографические сочинения и о котором рассказывают сотни неприличных анекдотов. Такой Пушкин мог бы быть провозглашен предтечей нынешних и будущих сексуальных революционеров.

Хочется думать, что порнографический и богохульный Пушкин является необходимым антиподом Пушкина-святого и Пушкина-героя. Богохульник и распутник - святой со знаком минус. Дон Хуан создан той же культурой, что и святой Хуан де ла Крус. Можно сказать, что Пушкин пушкинских анекдотов - это Пушкин карнавальный, Пушкин шутов, родственник папы шутов, но и французских либертинов и фривольных писателей. Порождены ли они, в свою очередь, той же культурой, где культ набожности, святых и святости занимает такое центральное место, как в католической Франции? Об опасности таких смелых обобщений говорит то, что хорошей параллелью русским пушкинским анекдотам являются беллманские анекдоты в Швеции, порвавшей все связи с католичеством уже в XV веке. С другой стороны, и набожно-лютеранская Швеция, и православная Россия находились под огромным влиянием французской культуры. Не переняв ничего из французской католической набожности, обе многое переняли из французского либертинизма. Порок и здесь был более заразительным, чем добродетель.

Пушкин был своего рода ответом русской культуры на вызов Западной Европы. После Пушкина русские уже могли ответить: "Хорошо, у вас Шекспир, Гете и Данте, а у нас Пушкин". Пушкин заполнил пробел в русской культуре, существование которого ощущалось людьми, получившими образование европейского, западного типа. Пушкин стал одной из печатей, приложенных Россией к акту о ее принадлежности к Европе, о легитимности которого до сих пор спорят русские интеллигенты: я имею в виду споры между западниками и славянофилами, ныне скорее евразийцами.

Когда Россия в XIX веке все отчетливее присоединялась к сфере западной культуры, сохраняя некоторую автономию, через Россию к ней присоединялись малые народы Российской Империи и соседних территорий. Для них Пушкин уже был обязательным элементом культуры - у каждого народа должен был быть свой Пушкин. И раньше или позже этот свой Пушкин у них появлялся. У татар это был Тукай, о котором татарский писатель Рафаэль Мустафин пишет, что он "играл для татар такую же символическую роль, как Пушкин для русского народа или Байрон для народа Великобритании". У марийцев это был Чавайн, у удмуртов - Герд. Латышским Пушкиным можно назвать Яниса Райниса. Пушкин, несомненно, вдохновлял татар, марийцев, латышей, эстонцев и др. - он блестяще доказал, что писатель из маргинального, не признанного другими в качестве полноценного народа может достичь высот мировой культуры.

За такими выражениями и сравнениями кроется факт соревнования и борьбы за уважение и признание между народами. В такой борьбе оружием служат бомбы, самолеты, спортсмены-рекордсмены, но также и писатели, художники, философы и ученые. Для малых народов, как эстонцы или латыши, реалистичнее иметь своего Пушкина, Моцарта или Эйнштейна, чем впечатляющее количество бомб или ракет. К тому же Пушкины и Моцарты не угрожают ничьей безопасности - об Эйнштейнах этого, к сожалению, сказать нельзя.

Но нельзя сказать, что в вопросе "Кто ваш Пушкин?" не кроются и некоторые сомнительные предпосылки. Идея, что в каждой культуре должны быть свои Пушкины, Гете и Моцарты, предполагает, что культуры изоморфны, обладают одинаковой структурой. Культуры подобны шкафам или комодам одинакового типа, в них имеются те же ящики и полки, такое же число вешалок. Культуры отличает друг от друга лишь то, что подвешено на вешалках, то, что находится в ящиках и на полках. У русских на определенной полке стоит Пушкин, у итальянцев - Данте, у немцев - Гете (эстонцам тут припоминается сцена из второго тома "Правды и справедливости" Таммсааре, где на место разбившихся бюстов Гете и Шиллера считают политически более корректным поставить бюсты Пушкина и Лермонтова). Можно с полным правом спросить у финна или эстонца, кто стоит на том же месте в их "культурном шкафу", кто их Пушкин.

Вопрос этот подобен вопросу, поставленному мне лет двадцать назад в Березове в Сибири: "Ты за кого болеешь?". Я не мог дать спрашивающему удовлетворительного ответа, так как футболом не интересуюсь, в нем не разбираюсь и, конечно, ни за кого болеть не могу. По-своему я оказался человеком, находящимся вне культуры определенного типа. Думаю, что для березовского болельщика это было равнозначно некультурности, своего рода варварству - ведь все нормальные люди за кого-то болеют.

У всех нормальных народов имеется свой Пушкин. Но кто наш эстонский Пушкин? На этот вопрос я тоже ответить не могу. Поэтов в Эстонии много, среди них несколько замечательных, но нашего Пушкина среди них нет. Нет поэтов, имеющих статус Пушкина или латышского Райниса. Может быть, наша культура - не такой "шкаф", как у русских или латышей, может быть, у нас полки и ящики по-другому поставлены, культура наша более эгалитарная, исключающая появление исключительных и обожаемых гениев, вроде Пушкина или Райниса. Может быть, у нас больше "протестантского духа", а, может быть, мы просто не почитаем поэтов. Так или иначе, одна культура все-таки отличается от других. Отличается структурно - не могу сказать, глубинная эта структура или поверхностная. Не могу также сказать, так ли оно было в прошлом и будет ли так в будущем, или наша культура будет меняться. Может быть, и у нас будет он, наш великий поэт, наш Пушкин. Может быть, что-то изменится и русская культура когда-то будет культурой без Пушкина, и его поставят на другую, более низкую полку в шкафу, может быть, даже к стене, подобно тому, как с ним когда-то хотели сделать футуристы. Но пока он у нас есть, и есть не только у русских, но и у калмыков, финнов и у нас, эстонцев. Конечно, Пушкин у нас - не тот Пушкин, можно даже спорить, настоящий ли он, но, по-моему, это не так уж важно. Он у нас есть, он у нас натурализовался, живет своей жизнью. Мы его понимаем, понимаем по-нашему. Может быть, и он нас понимает. По-своему, по-пушкински.

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 73
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.07 18:48. Заголовок: Re:


Яан Каплинский пишет:

 цитата:
Романтизм - революционное движение, своего рода перманентная революция, а революция - всегда революция "против чего-то".


Мне всегда казалось, что романтизм - эволюционное движение, потому что романтизм - это естественно. А революция - искусственное произведение человечества, побочный эффект, при котором Старое сменяет Новое, а Старое сопротивляется. Вот и возникают стычки, создаётся образ борьбы. Революция - рыба-прилипала. Она прилепляется к ходу истории и иногда преподносит свои кровавый плоды, потому что революция отдирается от эволюционного движения только с кровью. Чем меньше Новое вступает в непосредственную схватку, тем меньше жертв. К сожалению, романтизм 10-х, 20-х годов XIX столетия вступил в схватку, и настало 14 декабря.

Однако, в отличие от реализма и многих других "-измов", романтизм имеет одно удивительное свойство, что он не претендует на главенство, как воздух не претендует на роль воздуха. Романтизом дышат. И когда после 14 декабря русский романтизм трансформировался, то на смену ему ничего не явилось. Не успело. Романтизм не стал главной составляющей русской культурной жизни. Поэтому после Пушкина на долгое время наступает поэтическое молчание. Фет, Тютчев и... Некрасов и... вдруг серебрянный век (не путать с шаром).

По сути дела русского романтизма как такового не существовало. Он был переходной стадией жизни Поэта между Предназначением человека и его Гением, а потом растворялся. Кто в России Байрон? Лермонтов? Так он - другой.

Яан Каплинский пишет:

 цитата:
Как известно, в каждой местности, у каждого порядочного народа должны иметься свои святые.



Знаю я одну непорядочную местность!..

Яан Каплинский пишет:

 цитата:
У всех нормальных народов имеется свой Пушкин.



А дальше автор пишет об Эстонии. )))

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 42
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.07 19:18. Заголовок: Re:


Слушайте, а я только хотела написать, что романтизм в творчестве Пушкина занимал очень мало места. Произведения можно по пальцам перечислить. А вы меня опередили!

в глуши лесов ты ждешь меня Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 75
Зарегистрирован: 23.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.07 19:28. Заголовок: Re:


Такая мысль меня посетила... А что если следующим направлением в России будет - романтизм? Он же должен как-то реализоваться на одной шестой части суши! К тому же цинизма нынешней эпохе не занимать, а, как известно, цинизм - защита романтика.

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 24
Зарегистрирован: 25.08.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.07 16:49. Заголовок: Re:


Романтизм в России в самом разгаре - посмотрите ТВ, какие чудеса сериалостроения, литература последнего времени - ну разве Пелевин не романтик?)) А лозунг: создадим конкурентноспособный автомобиль! - просто ударим автопробегом!... Боюсь, что наступила эпоха ИМИТАЦИИ романтизма... считанные месяцы, дабы в этом убедиться

"Que diable est-ce que tout cela?" Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 47
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.07 17:45. Заголовок: Re:


Бедный автор статьи! Знал ли он, что его милейшая провинциальная статья и жажда "эстонского Пушкина" вызовут к жизни такие ассоциации! "Почернело синее море"...

в глуши лесов ты ждешь меня Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 20
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.07 10:50. Заголовок: Re:


Разве только имя Каплинского можно привести в такой родной для меня теме, как "Пушкинские чтения в Тарту"?

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 584
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.07 09:15. Заголовок: Ю.М.Лотман: Пушкин притягивает нас, как сама жизнь:


«"Не сетуйте: таков судеб закон.
Меняется весь мир вкруг человека,
Ужель о д и н недвижим будет он?" - вот ответ на вопрос: "Меняется ли отношение к Пушкину в течение жизни?
Меняется мир, вместе с ним меняется и человек. Меняется не только наш взгляд и мы сами, меняется и Пушкин. Многогранный, сложный, объёмный мир не укладывается в слово и даже во многие слова. Приведу пример. Те, кто бывал в Эрмитаже и видел скульптуру Вольтера работы Ж.А.Гудона, знают о её удивительном свойстве. Когда вы обходите её, у скульптуры меняется выражение лица. Вы видите, как Вольтер плачет, издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха. Казалось бы, мрамор недвижим, но меняется наша точка зрения и меняется лицо скульптуры. Точно также, когда мы обходим мир, он меняется. Не только мы меняемся перед лицом мира, но и мир меняется перед нашим лицом.

Одна из замечательных особенностей Пушкина - способность находиться с нами в состоянии диалога. Вы можете сказать: как же так? Его книги напечатаны, страницы зафиксированы, буквы сдвинуть с места нельзя. А меж тем система, которую Пушкин создал и запустил в мир, - это динамическая структура, она накапливает смысл, она умнеет, она заставляет нас умнеть, она отвечает нам на те вопросы, которых Пушкин не мог знать. Эта система - сам поэт. Поэтому в том, что он меняется перед нашим взглядом нет ничего удивительного: в этом его жизненность. Любое сложное, богатое произведение искусства тем и отличается от других созданий человеческих рук, что обладает внутренней динамикой.

Когда вы имеете дело с гениальным человеком, вы никогда не сможете очертить до конца возможности его будущего. Замечательно об этом сказано в набросках романа о декабристах Л.Толстого. После возвращения из Сибири в Москву одному из декабристов жена говорит замечательные слова: "Я могу предсказать, что сделает наш сын, а вот ты ещё можешь меня удивить". Вот эта способность удивлять - свойство гения. Гений - это не только романтическое и красивое слово, это - довольно точное понятие. Гений отличается от других одаренных людей высокой степенью непредсказуемости. Это свойство гениальности в высшей степени присуще Пушкину. Из-за его ранней гибели, трагических обстоятельств обрыва его творчества, невозможно представить, что бы он мог сделать, если бы прошел по жизни ещё шаг, два, десять... Очень интересно, что его друг Баратынский, сам гениальный поэт, после гибели Пушкина получивший доступ к его рукописям, пишет о них своей жене поразительные слова: "Они отличаются - ты не поверишь! - глубиной". И дальше замечательная фраза: "Он только созревал".

Что это значит? Совсем не то, что он был незрел до этого, а то, что пришла вторая, третья - новая зрелость. Это тоже одна из особенностей Пушкина - обретать новую зрелость. В очень тяжёлую для себя минуту, когда умер А.А.Дельвиг - единственный близкий друг из лицеистов (два других были в Сибири), он пишет П.А.Плетневу: "Но жизнь все ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев: новые созреют нам друзья;... мы будем старые хрычи, жёны наши - старые хрычовки, а детки будут славные; молодые; веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо". Эти строки говорят о том, какой необыкновенной силой принятия жизни обладал сам поэт.

Пушкин притягивает нас, как сама жизнь. Он способен подняться до понимания поэзии болезни, помогая её пережить:


Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра - нет.

Под этими строками мог подписаться любой декадент. Но у Пушкина в этих строках притягивает здоровье в интонации. Ведь стихи говорят разными голосами. Помните у Жуковского - "Молчание понятно говорит"? У Пушкина интонация не болезни, у него сила принятия болезни как формы жизни, принятие жизни и в её трагических проявлениях. Эта как бы сопричастность здоровью - тоже поразительное свойство Пушкина.

Особенность глубоких вещей, в том числе и пушкинских текстов, в том, что каждый берёт от них столько, сколько может вместить. Так было и будет всегда. Сегодня много говорят о том, что наступило трудное время. За этими словами стоит иждивенчество - сделайте мне лёгкое время и я тоже буду честный человек. Что значит трудное время? А когда оно было лёгким? Разве у Пушкина было лёгкое время? Для мужества, для работы, для добра - всегда его время. Как отзовется то, что мы делаем сегодня, - очень трудно сказать. Делаем, как можем. И да не будет нам сказано, что мы сидели, сложа руки, когда надо было дело делать. »

Записала Вера Василькова. Из "Русской газеты" (Спец. выпуск, ред. Вера Швайковская), Тарту, 1 ноября 1993 г.
Воспроизведено по сб. "Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа", М., Изд. "Гнозис", 1994, с. 440-441.

"Я так ... думаю..." Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 84
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.07 11:01. Заголовок: В книжном держала в ..


В книжном держала в руках "Третий Лотмановский сборник" . Сколько там интересного!
А "Русская газета" в Тарту, кажется, больше не выходит.

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 585
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.07 12:55. Заголовок: Эст он и я:


Холодной осенью 90-го полный день провёл в Таллинне (музыкальная конференция - о ней, собственно, говорить теперь ... нечего).
Но город!.. Средневековье, Замок, удивительные улочки!..
Скрытый текст

Вообщем, Море - это да!

"Я так ... думаю..." Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1169
Настроение: отражательное
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.07 14:58. Заголовок: Пушкинские чтения в Тарту 2 . Тарту, 2000. С. 306-321:


ЛЕА ПИЛЬД. ПУШКИН В "МЕЛКОМ БЕСЕ" Ф. СОЛОГУБА

«Обозначенная в заглавии нашей статьи тема уже привлекала внимание исследователей. С одной стороны, объектом анализа становился "пушкинский" цитатный пласт в романе; с другой же – писательская индивидуальность Пушкина в оценке Сологуба1. Как правило, Сологуба считают солидарным в осмыслении пушкинского творчества с другими символистами, противопоставлявшими себя в этом отношении несимволистскому окружению.
Цель нашей работы – выяснение авторской оценки в "пушкинских" цитатах и реминисценциях, которая, как мы собираемся показать, отнюдь не сводится у Сологуба к демонстрации общесимволистской солидарности, а также – выявление отношения писателя к русской литературной традиции XIX века, продолжающей, в глазах Сологуба, линию, намеченную Пушкиным.

Скрытый текст


servitor di tutti quanti - из одной частной переписки Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 315
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.07 20:53. Заголовок: С Леа Пильд я знаком..


С Леа Пильд я знакома. На русской кафедре много талантов. Научная жизнь там продолжается. Но Лотмана не заменит никто.
Сологуба не читала, в библиотеке нашего ун-та его нет. Только что искала его книги, так как наш "Другой театр" (театр Серебряного века) постакил новую пьесу по рассказам А.Толстого и Ф.Сологуба.
Вы бывали в Тарту?

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1172
Настроение: отражательное
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.07 21:15. Заголовок: Нет...


Нет.

servitor di tutti quanti - из одной частной переписки Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 316
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.07 23:33. Заголовок: Пушкин тоже там не б..


Пушкин тоже там не был. Не получилось. Хотя Мойер его ждал. У Л.И.Вольперт есть об этом пьеса "7 дней в Дерпте".

Цитата:"Море - это да!"

Море от нас в 40 км. За всё лето мы туда не выбрались ни разу...

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1173
Настроение: отражательное
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.07 23:34. Заголовок: Бывает..


Бывает

servitor di tutti quanti - из одной частной переписки Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 354
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.07 21:06. Заголовок: И не то бывает.....


И не то бывает...

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1825
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.08 10:48. Заголовок: о некрологах русским писателям:

servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 634
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.08 11:08. Заголовок: Почему пребывание в ..



 цитата:
Почему пребывание в Дерпте столь способствовало успешной карьере Жуковского, не ясно.



Почему же не ясно? Рядом с автором этой публикации находится известный литературовед Малле Салупере. Она бы объяснила. Но на неё у Кузовкиной, кажется, нет ни одной ссылки.

Спасибо, Лепорелла, за ссылку!

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2043
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 20:56. Заголовок: Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: Мат. межд.конф.:

servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 708
Зарегистрирован: 02.10.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 22:00. Заголовок: Лепорелла - настоящи..


Лепорелла - настоящий тартусец!

Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2045
Зарегистрирован: 18.09.07
Откуда: Касталия
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 22:08. Заголовок: М.

servitor di tutti quanti Спасибо: 0 
ДанныеЦитата Ответить
Ответов - 21 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка кнопка "Не по теме" свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на нашем союзе
- участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Словари русского языка
www.gramota.ru

Погоды на Форуме:

Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода Яндекс.Погода

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Пушкинский форум