Пожелания: Заголовок темы должен кратко и понятно отражать её суть. Ваше имя не должно повторять уже зарегистрированные имена »»». Оскорбления в нашем союзе неприемлемы.
Чтобы разобраться в задачах и структуре Форума, прочтите прежде всего темы:
Сообщение: 13
Зарегистрирован: 08.09.07
Откуда: Москва
Репутация:
0
Отправлено: 09.09.07 22:42. Заголовок: Заметки и дискуссии о Пушкине
Вот моя заметка из специальной рубрики журнала, выпущенного к юбилею поэта. Сделано по просьбе губернатора Михайлова: он к двухсотлетию поэта провел Интернет в Михайловское, очень гордился этим и хотел данный факт отметить особо. Его люди и попросили меня тогда сделать специальную подборку для издания, которое губернатор лично дарил уважаемым гостям в Михайловском в дни юбилея.
Далее. Вот шуточный текст моего старого приятеля, журналиста-публициста Кости Струкова (я, правда, к тексту тоже немного руку приложил, совсем чуть-чуть) - оттуда же.
Здесь у меня остался "вордовый" файл, поэтому для удобства чтения выкладываю его отдельно от иллюстрации.
Константин СТРУКОВ
Почему Пушкин не любил компьютеры
Историческая фантазия-шутка из цикла «Мой Пушкин». Автор — большой друг юбиляра, журналист и литератор, создатель известной монографии «Женские ножки и свободолюбивая лирика Пушкина». Победитель многих конкурсов, лауреат, почетный член.
О Пушкине написана уйма книг, просто тьма. Только по названиям, не открывая ни одной из этих книг, можно уже судить о масштабе его личности: «Пушкин и книга», «Пушкин и музыка», «Пушкин и проблемы создания параллельного временного континуума в рамках художественно-исторического повествования», наконец, «Пушкин и Гоголь», «Пушкин и Лермонтов», «Пушкин и...», «Пушкин...». Некоторые темы особенно популярны у пушкинистов, пушкиноведов, а также всякого рода сброда, относящего себя к исследователям жизни и творчества поэта. Так, мне приходилось встречать не менее полутора десятка книг, изданных разными людьми в разное время под заголовками «Пушкин и декабристы» или «Пушкин и партийная литература». Не меньшей любовью у авторов и составителей пользуются и такие названия, как «Пушкин и его время» или «Пушкин и наше время». Тем заметнее на этом фоне появление работ смелых, неординарных, таких, например, как «Пушкин и грузинская общественность», «Пушкин и киргизы». Автор последней работы, вышедшей в свет еще в шестьдесят девятом году в городе Фрунзе, Лев Аврумович Шейман справедливо полагает, что и «сегодня остается еще немало белых пятен в истории проникновения пушкинского слова к массовому киргизскому читателю», и призывает «развернуть повседневную пропаганду... сочинений Пушкина в самых отдаленных киргизских аилах». (Здесь мне вспоминается замечательная пушкинская строка из стихотворения «Памятник»: «...и друг степей киргиз». Впрочем, может быть, здесь я что-то и путаю.) Нельзя не согласиться и с другим заявлением ученого-исследователя о том, что «работу по освоению пушкинского творчества необходимо организовывать, исходя из его особой значительности и долговечности, — широко и фундаментально». Но именно широты порой и не хватает нашим исследователям и литературоведам. Пора, давно уже пора поднять такие темы, как «Пушкин и народы Центральной Африки», «Пушкин и аэродинамика», «Пушкин и компьютеры». Хотя, что касается последней темы, то, по правде сказать, компьютеры Александр Сергеевич n'aimait pas (франц.). И коль скоро я коснулся этой темы, полагаю, что не только будущим исследователям, но и любопытствующему читателю будет небезынтересно узнать о причинах этой странной на первый взгляд неприязни. В октябре двадцать седьмого Александр Сергеевич вернулся в осенний Петербург из Михайловского, где провел остаток лета и весь сентябрь, привезя оттуда новые стихи и первые семь глав романа «Арап Петра Великого», о котором Белинский впоследствии писал, что, будь он «кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический… роман». «Не понимаем, — удивлялся все тот же Белинский, — почему Пушкин не продолжал этого романа». Действительно, почему? До сих пор многочисленные исследователи расходятся в оценке причин, по которым Пушкин не закончил эту блестяще начатую вещь. Одни объясняют это узкобиографическими причинами, другие тем, что идея «Арапа...» была вытеснена новыми замыслами, третьи... Впрочем, всего и нет надобности перечислять, тем более что ларчик просто открывался... Еще до отъезда Пушкина в Михайловское Гнедич, Плетнев и я уговорили нашего друга приобрести компьютер. И Александр Сергеевич, вняв рассказам о тех возможностях, которые откроются перед ним благодаря этому приобретению, подал прошение на имя государя. Напомню читателю, что компьютер в те годы все еще оставался редкостью, этакой экзотикой, и разрешение Николая, который взял личное попечительство над поэтом, в данном случае было совершенно необходимо. Молодой император, ревностно следивший за собственным имиджем либерального правителя, конечно, не мог позволить себе ответить поэту отказом. Но Николай I не был бы самим собой, если бы хоть в чем-то изменил своим разрешительно-запретительным принципам, поэтому резолюция, спущенная шефу жандармов Бенкендорфу, гласила: «Установку компьютера разрешить... без подключения к Internet». Итак, вернувшись из Михайловского, поэт узнал, что просьба его по существу удовлетворена, а потому занялся приятными хлопотами, связанными с покупкой. Недели две после установки компьютера Александр Сергеевич почти не выходил в общество, игнорируя любые светские рауты, — так был увлечен новой игрушкой. Те же, кто захаживал в его номер у Демута, находили нашего друга в совершеннейшем восторге, полным новых творческих замыслов. Быстро оценив те преимущества, которые давала ему машина, Пушкин очень скоро принялся за продолжение своего романа и накатал еще несколько глав. В разговорах с бароном, поэтом и собутыльником Дельвигом он как-то даже заметил, что «роман его поднимается как на дрожжах». И вдруг от того же Дельвига я узнаю, что Пушкин второй день рвет и мечет, и ни женщины, ни друзья, ни жженка не могут его успокоить. Что такое? Беру извозчика и мчусь на Фонтанку. Случилась же вещь довольно банальная: полетел системный блок, и все, что было написано за последние недели, оказалось стертым, уничтоженным. Специалисты, прибывшие на место происшествия, установили, что причиной всему явилось повреждение жесткого диска, и пришли к выводу, что восстановить информацию, хотя бы частично, нет никакой возможности. После такого неутешительного диагноза всем сразу вспомнился эпизод, произошедший при установке компьютера, когда по неосторожности, а точнее сказать, по нашему обыкновенному российскому раздолбайству процессорный блок дворовые уронили на мостовую, что в общем-то неудивительно, ведь в наше время стандартный блок был в диаметре не менее полутора метров и весил потяжелее пианино. И, судя по всему, именно это случайное падение и привело к таким печальным последствиям. Впрочем, кое-кто из окружения поэта был склонен считать, что падение было отнюдь не случайным и за всем этим видна режиссерская рука хитрого Бенкендорфа. Но как бы то ни было, такая, казалось бы, мелочь, как поломка системного блока помешала Пушкину закончить его блестящий роман и привила стойкую нелюбовь великому русскому поэту к компьютерной технике. Но ведь Пушкин — уже слышу я неудовлетворенные голоса — вполне мог и без компьютера восстановить написанное и подарить нам если уж не окончательный вариант, то хотя бы несколько новых глав. Все так. Подобным же образом рассуждал и я, когда уже многим позже спрашивал Александра Сергеевича, почему он так и не вернулся к этой истории. На что Пушкин отвечал мне словами одного из героев своего неоконченного романа: «Мало ли что случается на свете?»
Сообщение: 393
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 27.09.07 18:35. Заголовок: Re:
Руки прочь от Лациса!!! А, если всерьёз, то в его книге есть главное - он любит Пушкина. И, невзирая на специальные термины, которые для меня лес густой и непроходимый, книга оченно интересна. Хотя, ещё раз хочу напомнить, что я лично не в восторге от многих его теорий и построений. НО!!!! Ввиду (в этом варианте уж точно слитно, товарищ редактор?) того, что я не пушкинист, не держала в руках никогда черновики и даже хоть какую-нибудь завалящую фотокопию (только видела их под стеклом в музеях), мне сложно аргументированно протестовать или соглашаться, - не владею всем объёмом материала. Не хочется действовать по принципу:"Я Пастернака не читал, но я скажу"...
Сообщение: 97
Зарегистрирован: 08.09.07
Откуда: Москва
Репутация:
2
Отправлено: 27.09.07 18:46. Заголовок: Re:
Слитно, слитно! ))
Няня, я лишь хочу вас призвать читать его труды с постоянной оглядкой на классику пушкинистики. Для неподготовленного читателя, считаю, этот американский товарищ не просто вреден - вреден крайне. Притом в разы более вреден, чем еще один жонглер-пушкинист из Америки - Дружников (этот куда чаще бывает в своих работах более аккуратен).
Кстати, для пушкиниста крайне мало всего лишь любить Пушкина. Тут кроме этого еще много надобно. Порядочность, ответственность, умеренность и осторожность, например, тоже нужны здесь как воздух. Иначе ничего хорошего из-под его пера не выйдет.
Сообщение: 98
Зарегистрирован: 08.09.07
Откуда: Москва
Репутация:
2
Отправлено: 27.09.07 23:22. Заголовок: Re:
Прошу прощения, не вполне точно выразился по форме. Лацис там часто публиковался - в эмигрантских изданиях. Там просто рай для таких фантастов (такая уж падкая до дешевых сенсаций аудитория).
Сверчок был прав, когда сказал: Лацис вовремя не остановился в своих "открытиях". Часто свежо, интересно - но так же часто и непроходимая чушь. Я когда читал о Троцком, даже не верил сперва, что это не филигранный розыгрыш. Оказалось - на полном серьезе, равно как и насчет неизлечимых болезней Пушкина и тонком использовании Дантеса для собственного самоубийства.
Сообщение: 402
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 28.09.07 00:00. Заголовок: Re:
Андрей пишет:
цитата:
Лацис там часто публиковался - в эмигрантских изданиях. Там просто рай для таких фантастов (такая уж падкая до дешевых сенсаций аудитория).
Вы недооцениваете собственную страну! Здесь с аудиторией тоже всё в порядке. Читает же кто-то статьи человека, не имеющего навыков в держании пера (зато имеющего навыки в разных других отраслях). И состраждет Гончаровой и Дантесу, надевшему кольчугу. Поэтому человеку, занимающемуся пушкини стикой всю жизнь, на мой взгляд простительны некие "заигрывания" (в смысле, заигрался в игру). Я могу предположить, что долгое пребывание в этом поле может делать человека несколько менее критичным к собственным "находкам". КСТАТИ! ЭТО ВСЕХ КАСАЕТСЯ! Буьте осторожны, товарищи пушкинисты! Нам-то что, мы прочтём ваши творения и всё! А вам потом с потомками разбираться! Это я вам как няня говорю!
На мой взгляд, сейчас пушкинистика нуждается в новой струе,которая подхватит течение 1920-1960-гг,когда пушкиноведение основной задачей ставило именно творческие исследования ,а не биографические. Попробуй современный парапушкинист отойти от биографического аспекта и встать на рельсы поэтики, композиции произведения, текстологии или хотя бы грамотно исследованной историографии произведений. Таких ученых можно пересчитать по пальцам. А ученых, по-настоящему способных читать рукописи поэта-днем с огнем (ведь исследователю Пушкина мало уметь читать трудный почерк поэта, -как замечали еще классики пушкиноведеня в 1930-х годах). Надо еще учиться правильно читать рукописи, ее слои, правки, последовательность их смены. Поэтому собственно текстологов - пушкинстов сейчас можно пересчитать по пальцам уже одной руки.
Сообщение: 424
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 29.09.07 23:57. Заголовок: Re:
Александр пишет:
цитата:
Поэтому собственно текстологов - пушкинстов сейчас можно пересчитать по пальцам уже одной руки.
Вот это и обидно, на мой непрсовещённый взгляд! Мне, честно говоря, всё равно, изменяла Гончарова Пушкину или нет, тем более, что он её простил и нам бы стоит не противиться А.С. А вот тексты, тексты!
Ах, тексты? Так может быть, осведомленнейшая из Арин, Вы поделитесь еще Вашим А.Лацисом - "В поисках утраченного смысла//Три века поэзии русского эроса. М., 1992"? А то месьё Пруст весь давно прочитан!
Сообщение: 430
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 30.09.07 14:35. Заголовок: Re:
Лепорелла пишет:
цитата:
Ах, тексты? Так может быть, осведомленнейшая из Арин, Вы поделитесь еще Вашим А.Лацисом - "В поисках утраченного смысла//Три века поэзии русского эроса. М., 1992"? А то месьё Пруст весь давно прочитан!
Я вообще не поняла, достойнейшая дама (ох, кого-то вы мне напоминаете!!!) о чём вы здесь сейчас? Я-то ведь о текстах Пушкина, которые не восстановлены, а не о текстах пушкинистов вообще
Ах, светлейшая Арина Родионовна, знали бы Вы сколько хлопот может доставить кошачье племя - "в морде Пушка"! Пользуется всякой возможностью поцарапаться, т.е. пописать. Накатал тут он нашего с ним аватара и доволен. Относительно Н.Н. - почти полное наше согласие: "пушкинистика нуждается в новой струе, которая подхватит течение 1920-1960 гг., когда пушкиноведение основной задачей ставило именно творческие исследования, а не биографические". С неизменным восхищением остаюсь, заверяю и проч. Лепорелла
Сообщение: 130
Зарегистрирован: 08.09.07
Откуда: Москва
Репутация:
2
Отправлено: 05.10.07 14:04. Заголовок: Re:
Как следует понять творчество Пушкина нельзя без изучения его жизни и его эпохи, к этому рано или поздно приходили все исследователи. Многие пушкинские произведения - это именно отзыв на реальные события. А многие - посвящены реальным людям. Очень уж часто пушкинские герои приходили в его книги из реальной жизни, из окружения. Как, например, до конца понять образ Гринёва, не зная, что его прототипом послужил зять Вяземского Петр Валуев? И т. д.
Ходасевич писал, что у Пушкина "творчество связано с жизнью, как, может быть, ни у какого другого писателя. ...Нельзя понять его поэзию во всем объеме и во всей глубине, не изучив и не поняв его жизнь". Я полностью разделяю эту точку зрения: лично мне изучение жизни Пушкина здорово помогает разобраться в сложности, многослойности его произведений.
Творчество любого автора невозможно воспринять в отрыве от его биографии,а Пушкина-тем более. Историко-культурное литературоведение и строилось изначально по связи с биографией автора.
Ахматова о (многих) своих стихах признавалась друзьям (или же - иногда - издателям),что печатать это не даст, потому как "личное". Она говорила, что вся ее жизнь - в ее поэзии. Но проблема, мне кажется, в другом. Разве для понимания (и наслаждения от) поэтики, формы, эстетики, архитектоники и пр. материй нам нужно биографическое разрешение-подтверждение. Я опять "тупо" провожу параллель с музыкой: мне ... , в конечном счете, на биографии, анализы и комментарии муз.концерт. программок, когда я в концерте слушаю Музыку (или музицирую). А что, с живописью (в широом смысле) - не так же? Вот я смотрю на аватары А.Р. и Кочубеевны. Они меня радуют безотносительно и безусловно: чистый, светлый, легкий, "добрый" карандаш и гармоничный портрет маслом (просто) женщины, исполненной внутренней красоты и достоинства. Все это - само-собой разумеется в/для восприятия Искусства.
Из Сверчка: "Корявый слог Дантеса в этом письме внезапно стал изящным, литературным..."
За это спасибо Сирене Витале. В послесловии к "Пуговице..." читаем, что только на расшифровку почерка Дантеса и частичного выправления стилистики ей понадобился целый год. Стилистика была ею подправлена.
И ещё. Об авторстве анонимного пасквиля. Версия о том, что его автором могла быть одна из женщин, брошенных Дантесом, высказывалась и ранее. В письме от 4 февраля 1837 года об этом пишет А.Ф.Воейков:"... Причиною ссоры между творцом "Онегина" и творцом пакостей была ... ревность".
Уверены ли вы, дорогой оппонент, что Мари абсолютно достоверно описывает то, что видела? Что имею ввиду: каждый говорит, то что видит, каждый слышит, то, что хочет. Это известный в психологии факт. НО! Это не значит, что ТАК БЫЛО на самом деле. Есть ли уверенность у вас в объективности данной дамы. И чьи слова (про ЭТОТ ЖЕ БАЛ, это важно) подтверждают показания данного свидетеля?
Совершенно верно, согласна полностью. Из личного опыта заю, как звучат суждения экзальтированных дам о событиях, каковым я сама была свидетельницей, и каковые в действительности выглядели совсем не так, как дамы их описывали.
Сообщение: 460
Зарегистрирован: 24.08.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 08.10.07 15:39. Заголовок: Re:
Кочубеевна пишет:
цитата:
Совершенно верно, согласна полностью. Из личного опыта заю, как звучат суждения экзальтированных дам о событиях, каковым я сама была свидетельницей, и каковые в действительности выглядели совсем не так, как дамы их описывали.
- участник сейчас на нашем союзе - участник вне нашего союза
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет